В. Карп. Речь на радио. Особенности речи, как средства выразительности на радио.

Язык -  одежда мыслей. Сэмюэл Джонсон.

 

Давайте сразу договоримся, что речь, как средство выразительности — это речь «для кого-то», речь для слушателя. Поэтому она требует и естественности и разговорности.

Еще Константин Сергеевич Станиславский говорил: «Приходилось ли вам слышать на сцене или в самой жизни совсем простую речь, без особых голосовых усилий, повышений или понижений, без чрезмерного расширения звуковых интервалов, без сложных фонетических фигур и рисунков интонаций? Несмотря на отсутствие всех этих приемов усиления выразительности, совсем простая речь нередко производит неотразимое впечатление своей убедительностью, ясностью воспроизводимой мысли, отчетливостью и точностью словесного определения, передаваемого логикой, последовательностью, четкой группировкой слов и построением фраз, выдержкой передачи».

Получается что бытовая разговорная речь гораздо выразительнее речи актера. Это происходит потому что «В жизни всегда говорят то, что нужно, что хочется сказать ради какой-то цели, задачи, необходимости, ради подлинного, продуктивного и целесообразного словесного действия». (К. С. Станиславский)

Однако разговорную речь не следует абсолютизировать. Необходимо помнить, что она (разговорная речь), всего лишь один из стилей устной речи со своими специфическими функциями и качествами. Ее определяющим качеством служит «реальная, окружающая говорящих обстановка», а содержанием — «интересы данного момента общения». Она в своей основе диалогична и заранее не подготовлена, всегда существует в непосредственной связи с восприятием собеседника.

Форма существования разговорной речи — интонация. Именно она играет первичную, ведущую роль в процессе речевого общения.

Интонация (от латинского intonare — произносить)  — специфическое средство художественного обобщения, выражения и передачи эмоционально насыщенной мысли с помощью пространственно-временного движения в его звучащей (голос, музыка) форме.

Глубинный уровень интонационного процесса мелодизирован.

Интонация лежит и в основе исполненияигрового воспроизведения художественного произведения, обеспечивающего его восприятие другими людьми. «Опера, не поставленная на сцене, не имеет никакого смысла» — писал Петр Ильич Чайковский. Поверим великому композитору, уж он-то знал, что к чему. Чтение сценария радиопередачи занятие поистине малоинтересное, чтобы не сказать странное. Сценарий «оживает» только в процессе его интонационного наполнения

Возможности интонации в разговорной речи для понимания действия, задачи, оценки, отношения, то есть для понимания ее смысла поистине огромны. Интонация, ударение, пауза подчас заменяют развернутое сообщение, допускают смазаность, нерасчлененность, недоговоренность речи.

Главные характеристики разговорной речи — темп, высота, пауза, ударение. Они существуют в бесконечной вариативности и не поддаются формализации и схематизации. Их предельное разнообразие обусловлено задачами, обстоятельствами общения, индивидуальными качествами говорящих.

Можно сказать, что в жизни человек говорит, как получится. Тем не менее, эта естественная интонация разговорной речи имеет свои особенности.

Особенности интонации в разговорной речи.

1. Разговорную речь отличают значительные контрасты интонационных характеристик — от «бесцветной» обыденной  реплики «за столом», смысл которой, скорее, угадывается при минимальной громкости, разборчивости и выразительности, до экспрессивной, максимально громкой и подчеркнуто выразительной интонации «разговора на повышенных тонах».

2. Конкретность интонации проявляется в употреблении очень низких и очень высоких тонов, резких спадах и подъемах тона. Особенно надо отметить свойственное разговорности чередование ударных и безударных элементов, которые отличают говорение и восприятие речи. Равномерное чередование падений и подъемов тона делают речь ритмичной и в то же время снимают монотонность, которая создается последовательным употреблением длинного ряда фраз с одинаковым движением тона и присуща кодифицированному литературному языку.

3. Высокая степень эмоциональности разговорной речи. «Аффектная речь — это лучший способ внушить свою мысль собеседнику» — утверждал Шарль Балли.

Характерным приемом, выявляющим эмоциональность речи, является растяжка и удлинение согласных. Однако ведущую роль в передаче эмоциональной информации играют голос и дыхание.

Охарактеризуем основные особенности эмоциональной речи. Эмоциональной речи соответствуют более ярко выраженные колебания частоты основного тона и интенсивности речевого сигнала, резкие перепады общего тона речи. При этом во время произнесения привычных речевых единиц темп речи возрастает. Возрастает так же темп артикуляции. Изменяется длительность реакции на реплику собеседника. Наблюдается возрастание ошибок в артикуляции, так называемая «смазанность произношения», наряду с подчеркнуто усиленным произношением, временами, переходящим в скандирование. Неизменно возрастает количество слов, выделяемых логическими ударениями. Появляется значительно больше, чем в речи в обычном состоянии грамматически и логически незавершенных фраз.

Это общие характеристики эмоциональной разговорной речи, так сказать эмоциональной разговорной речи вообще. Однако в практике радио мы не имеем с ней дела — только с ее имитацией, то есть с литературной речью стилизованной под разговорную эмоциональную речь. Она же, в свою очередь, отличается нормативностью и закономерностью, в отличии от разговорной характеризуемой неполнотой и нечеткостью произнесения (эта нечеткость в частности выражается в количественной и качественной редукции гласных, выпадении согласных, вплоть до выпадения начала, конца и стыка слов).

Однако небрежность разговорной речи компенсируется следующими факторами:

  1. непосредственностью общения между партнерами;
  2. неречевыми средствами общения;
  3. возможностями переспроса и исправления;
  4. привычкой к речи собеседника (в семье, на работе и т.д.);
  5. отсутствием необходимости исчерпывающей фонетической

ясности и подробности произнесения для целей разговора.

         Вот потому что все эти факторы на радио отсутствуют мы и говорим, что речь на радио не является разговорной, а лишь имитирует ее.

Кроме того, поскольку у радио  отсутствует визуальная компонента, то речь, в довершении ко всему отличается еще и большей плотностью, призванной компенсировать отсутствие визуального партнера общения. Паузы максимально сокращенны, из-за необходимости концентрации внимания слушателя именно на слове, на его смысле.

Эта разговорность и плотность речи в условиях массовой коммуникации не только не исключают, но наоборот закладывают определенную ее нормативность, требуя повышенной четкости произношения и чистоты речи.

Каким же образом можно совместить все то, что мы  говорили о разговорной речи с последним утверждением?

Если Вы имитируете разговорную речь, то вы обязаны найти ту грань, при которой она остается речью исполнительской, то есть речью имеющую двойную соотнесенность.

Исполнительская речь многозначнее, выразительнее, типизированее разговорной речи. Объединяет же их в первую очередь диалогическая природа разговора, стремление исполнительской речи к правдоподобию. Еще Пушкин отмечал: «Правдоподобие положений и правдивость диалога — вот истинные правила трагедии».

В фонетическом отношении, исполнительская речь так же более нормативна и стабильна, чем речь в обыденной разговорной практике. Дикционная и орфоэпическая чистота создают необходимый нейтральный фон и являются ее нормативными качествами.

Речь на радио выполняет две неразрывно связанные функции — общение и речь, как характеристика Человека у микрофона, отражающая его личные психофизические свойства в конкретных условиях общения.

Коммуникативная функция речи на радио реализуется по мере овладения говорящим подтекстом и уточнения сверхзадачи.

Выразительные качества речи непроизвольно рождаются в процессе взаимодействия и, как правило, не контролируются вниманием говорящего.

Простота и естественность радиоречи не имеют ничего общего с банальной и бессодержательной «простецкостью». «Я боюсь мазания фраз, житейского комкания  фраз, упрощенности. Простецкость принижает общедуховный аппарат актера, направляет темперамент на самые маленькие темы» — писал Владимир Иванович Немерович-Данченко.

Сходную мысль высказывал и Генрих Нейгауз: «Когда мы говорим о простоте в искусстве, мы имеем в виду самое величавое, самое волнующее и самое универсальное из проявлений эстетической деятельности человека. Но есть простота и «простота». Иная простота бывает не только хуже воровства, она вообще находится вне области художественного, вне области подлинного искусства. Такая «простота» не обогащает слушателя, читателя, зрителя, а обкрадывает его, отравляет его сознание. Простота в искусстве — явление диалектическое, и она появляется только как конечный результат огромных творческих усилий художника и его предшественников. К простоте каждый художник идет сложными, трудными путями. Простота — не результат импровизации или случайного вдохновения. И, во всяком случае, простота — не кратчайшая прямая от художественного замысла к его осуществлению. Наоборот, для художника обрести простоту — значит пройти длительную стадию преодоления творческих противоречий, сплавки многих своих разноречивых и противоречивых приемов и навыков, мыслей, идей. Но, преодолев эту «стихию» и придав ей строгую и непререкаемую форму выражения, произведение подлинного художника обретает наивысшую содержательность и выразительность. Простота в данном случае — синоним ясности. Для выражения наиболее сложных человеческих идей и мыслей необходима максимальная лаконичность и простота. Когда эта простота и лаконичность есть, тогда для зрителя, слушателя, читателя путь от замысла художника к его реализации лежит действительно по наикратчайшей прямой».

Выразительные свойства и качества присущи речи изначально. Они конкретизируют мысль, действие, являются объективными показателями внутренней жизни и индивидуальных качеств, намерений и целей человека в его связях с действительность. В этом смысле невыразительная речь является так же выразительным средством, поскольку она весьма много говорит о человеке и свойствах его характера.

Радиоречь представляет собой синтез индивидуальных характеристик говорящего и роли им на себя взятой, и всегда является выражением авторской стилистики.

Выразительные качества речи формируются под влиянием того, ради чего мы говорим, чего хотим добиться от собеседника. В этом смысле первичное свойство речи — действенность. Именно действенная природа есть важнейшая особенность речи на радио. А стиль мышления формирует стиль речи, который сам по себе уже есть выразительность. «Основным свойством … должен стать особый индивидуальный стиль мышления … выраженный через определенный способ думать» — утверждал Георгий Товстоногов.

К словопроизношению есть много подходов. Слово не начинается с принесения его вслух. Оно вызывается к жизни самой жизнью, непрерывным потоком реакций на факты действительности, оценкой предлагаемых обстоятельств, мыслей, желаний, общением людей. Равнодушие Человека у микрофона на радио, всегда самоочевидно. Поэтому никогда не следует говорить, чтобы говорить. «Ни при каких обстоятельствах слово не имеет право прозвучать само по себе как самоцель. Оно должно восприниматься только через действенный процесс, как конечное выражение этого процесса … Когда мысль доведена до максимального проявления активности, когда вы идете не по текстовой логике куска, а по действенной, тогда слово, как бы становясь вторичным, делается главным» (Георгий Товстоногов).

Словесное действие, то есть речевое общение, не может быть обнаженным, схематичным. Оно многослойно, эмоционально, загружено внетекстовым содержанием, предлагаемыми обстоятельствами, пронизано индивидуальными, характерными качествами и выразительными свойствами личности.

Только как итог, как воплощение глубинных внутренних процессов, слово приобретает смысловое содержание.

1994 год.

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2013 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.