В. Карп. Речь на радио. Дыхание и голос в процессе речеобразвания.

Если бы прекрасные голоса продавались в супермаркетах, у них бы нашлось немало покупателей. Жаль, что до этого еще не додумались. Марлен Дитрих.

 

Устная речь главное (чтобы не сказать единственное) средство выразительности доступное на радио человеку у микрофона. Она представляет собой сложный динамический процесс, деятельность которого обеспечивается синхронным функционированием трех систем человеческого организма: дыхательной, голосовой и артикуляционной. Совокупность этих систем (необходимых для производства речи), называется речевым аппаратом.

Следует учитывать, что работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с работой центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом. Собственно говоря, речевой аппарат, являются техническим исполнителем приказов центральной нервной системы.

Рассмотрим подробнее устройство речевого аппарата и то, как он работает.

Речевой аппарат состоит из дыхательных органов, а также пассивных и активных органов речи. В состав речевого аппарата входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная  клетка с  дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости.

К дыхательным органам относятся легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы.

Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох. Все звуки речи образуются только при выдохе.

Трахея представляет собой трубку, состоящую из хрящевых, не замкнутых сзади колец. Эти хрящевые пластинки соединены между собой связками и переплетены циркулярными и продольными мышцами. Циркулярные мышцы, сокращаясь, сужают просвет трахеи, продольные при сокращении укорачивают ее. Трахея разделяется на два крупных бронха, которые, древовидно разветвляясь, превращаются во все более мелкие. Самые мелкие бронхи — бронхиолы, заканчиваются пузырьками, в которых происходит газообмен.

Все бронхиальное дерево построено по типу трахеи, только с замкнутыми хрящевыми кольцами. Мышцы трахеи и бронхов относятся к типу гладкой мускулатуры и непосредственно нашему сознанию не подчинены, работая автоматически. По мере уменьшения калибра бронха, хрящевой ткани в нем становится меньше, она вытесняется мышечной. Мелкие бронхи почти целиком состоят из мышечной ткани. Такое строение позволяет мелким бронхам выполнять роль своеобразных клапанов, регулирующих подачу воздуха из легочной ткани во время голосообразования.

Все бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких — правое и левое, которые помещаются в герметически изолированной от окружающего воздуха грудной полости, находящейся в грудной клетке.

Грудная  клетка  имеет форму усеченного конуса. Она образована впереди грудной костью, а сзади — грудным отделом позвоночника. Позвоночный столб соединен с грудной костью дугообразными ребрами. Остов грудной клетки оплетен мышцами, которые принимают участие в дыхании. Одни мышцы участвуют во вдохе  (вдыхательные мышцы) — они поднимают, раздвигают, расширяют полость грудной клетки. Другие грудные мышцы опускают  ребра, осуществляют выход и соответственно называются выдыхательными.

Основание грудной клетки составляет  диафрагма, или грудобрюшная преграда. Это мышечный орган, отделяющий грудную полость от брюшной. Диафрагма прикрепляется к нижним ребрам и позвоночнику, и имеет два купола — правый и левый. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, оба ее купола опускаются, увеличивая объем грудной клетки. Диафрагма состоит из поперечно-полосатых мышц. Ее движение не полностью подчинено нашему сознанию. Мы можем сознательно сделать или задержать вдох и выдох, но сложные движения диафрагмы при голосообразовании происходят подсознательно. Диафрагма регулирует скорость истечения воздуха и подскладочное давление при образовании звуков и изменении их силы.

К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов.

Верхнюю стенку ротовой полости составляет костная пластинка, отделяющая ротовую полость от носовой. Она называется твердым небом, которое сзади переходит в мягкое небо, называемое небной занавеской.

Глотка представляет собой мышечную трубу, которая верхним расширенным отделом оканчивается слепо под сводом черепа. Книзу суживаясь, глотка переходит спереди в гортань, а сзади — в пищевод. На ее передней поверхности, имеются отверстия: хоаны и зев. Глотка условно разделяется на  три части: верхнюю — носоглотку, среднюю — ротоглотку и нижнюю — гортаноглотку. В глотке имеются отдельные скопления железистой, так называемой лимфатической ткани, которые образуют миндалины. Наиболее значительные из них: глоточная миндалина (лежит на верхней стенке глотки, на ее своде) и миндалины, находящиеся между передними и  задними небными дужками. Миндалины выполняют защитную функцию: в них задерживаются попавшие в глотку микробы. (Острое воспаление миндалин называется острым тонзиллитом или ангиной). Значительное увеличение миндалин уменьшает полость глотки, отрицательно отражается на образовании голоса. Стенки глотки образованы  сильными мышцами, идущими в продольном и циркулярном направлении. Благодаря им глотка может увеличиваться и уменьшаться, суживаться в различных отделах (нижнем, среднем, верхнем) и тем самым многообразно менять свою форму, объем и резонаторные свойства. Мышцы глотки целиком подчинены нашему сознанию.

Носовая полость — составлена из мягких тканей носа и лицевых костей черепа. По средней линии она разделена вертикальной носовой  перегородкой на левую и правую половины, открытые спереди и сзади. Задними отверстиями, хоанами, носовая полость сообщается с носоглоткой. В стенках носовой полости имеются мелкие отверстия каналов, через которые она сообщается с воздухоносными полостями, находящимися в лицевых костях черепа. Эти полости называются придаточными полостями или пазухами носа. Они, так же как и полость носа выстланы слизистой оболочкой. (При ее заболевании эти полости могут заполняться гноем или полипозными образованиями — разращениями слизистой оболочки). Слизистая оболочка носа богата кровеносными сосудами и железами, а также ворсинками, благодаря чему вдыхаемый воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется и очищается.

Гортань - орган, где происходит зарождение голоса. Она расположена по  средней линии шеи в переднем ее отделе и представляет собой трубку, верхнее отверстие которой открывается в полости глотки, а нижнее непосредственно продолжается в трахею. Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение. Ее остов составляют хрящи, соединенные между собой подвижно при помощи суставов и связок и переплетенные снаружи и изнутри мышцами. Внутренняя поверхность гортани выстлана слизистой оболочкой. Самый большой хрящ гортани — щитовидный — определяет величину гортани. Верхнее отверстие гортани (называемое входом в гортань) имеет овальную форму. Оно образуется спереди подвижным гортанным хрящом — надгортанником. При дыхании вход в гортань открыт. При глотании свободный край надгортанника наклоняется назад, закрывая его отверстие. Все мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Внутренние мышцы смыкают голосовую щель и осуществляют голосообразование. Наружные мышцы гортани соединяют ее с лежащей выше (под нижней челюстью) подъязычной костью, а внизу с грудной костью. Эти мышцы опускают и поднимают всю гортань, а так же фиксируют ее на определенной высоте, устанавливают в положение, необходимое для голосообразования. Внизу  гортань непосредственно переходит в дыхательное горло или трахею.

Если смотреть в гортань сверху, то с двух сторон симметрично видны по два выступа слизистой оболочки находящиеся один над другим. Между ними имеются небольшие симметричные углубления — морганиевые  желудочки. Верхние выступы называются ложными (желудочковыми) складками, а  нижние — голосовыми складками.

Ложные сладки такого же цвета, как и вся слизистая оболочка гортани. Они состоят из рыхлой соединительной ткани, желез, слабо развитых мышц сближающих эти складки. Железы, заложенные в ложных складках и в стенках самих желудочков, увлажняют голосовые складки, в которых желез нет.

Полости, находящиеся над голосовыми складками: носовая, ротовая, глоточная и верхний отдел гортани — называются надставной трубой.

К активным органам речи относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки.

Под носовой полостью располагается ротовая полость. Ее боковыми стенками являются щеки, дно рта заполняет язык, переднюю стенку образуют губы (в сомкнутом состоянии). В толще губ находятся мышцы, которые смыкают их, образуя ротовое отверстие и изменяя его форму.

Задний, свободно свисающий в полости глотки край мягкого неба, посередине имеет выступ — маленький язычок (между прочим, он есть только у человека).

Мягкое небо продолжается в две расходящиеся вниз под углом симметричные складки слизистой оболочки. Эти складки называются дужками: передними и задними. В толще дужек проходят мышцы, соединяющие мягкое небо с языком и гортанью. Мягкое небо хорошо иннервировано чувствительным нервам. Находящиеся в толще неба мышцы при сокращении поднимаются, натягивают его.

Сзади ротовая полость широким отверстием — зевом - открывается в глотку (в ее средний отдел). Сверху зев ограничен мягким небом, с боков  — небными дужками и снизу — спинкой языка. Зев может суживаться и расширяться. Суживается он за счет сокращения мышц, заложенных в дужках мягкого неба.

Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленных к хрящам гортани и расположенных поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора. Это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. При дыхании они образуют щель треугольной формы, называемую  голосовой щелью. При голосообразовании голосовые складки сближаются или смыкаются, голосовая щель закрывается. Поверхность голосовых складок покрыта плотной эластичной тканью перламутровой окраски. Внутри них находятся внешние и внутренние щито-черпаловые мышцы. Мышечные волокна располагаются параллельно внутреннему краю складки и в косом  направлении. Благодаря такому строению голосовая складка может многообразно изменять не только свою длину, но и колебаться по частям: во всю ширину и длину или частями. Голосовые складки делят гортань на два пространства: надскладочный и подскладочный отделы.

Дыхание это энергетическая база речи. Основную энергию речевого выдоха дают мышцы грудной клетки и брюшного пресса. С их помощью регулируется поток воздуха, создавая подскладочное  давление, перепад которого по отношению к атмосферному давлению и является необходимым условием звучащей речи.

Дыхание бывает трех видов: ключичное, грудное и диафрагмальное.

Постановка дыхания — необходимое условие для любого специалиста, чей голос звучит в аудиоформате. И не только потому, что дыхание регулирует голос, но и потому что неправильный шумный вдох и выдох хорошо «читается» благодаря  записывающей и усиливающей аппаратуре. «Дышать надо научиться бесшумно. Для этого никогда не следует брать слишком много воздуха и тратить до конца весь запас дыхания, т.е. не надо стараться сказать как можно больше слов на одном дыхании. Но обязательно умение беззвучно «добирать» воздух в паузах» (Е. Емельянова).

От дыхания зависит тембр голоса, дикция и способность произносить длинные фразы целиком на одном выдохе. Человек у микрофона обязан освоить диафрагмальное дыхание. В значительной степени правильно дышать ему поможет и поза – следует сидеть прямо, ноги расставлены, живот свободен.

Важнейшим компонентом звучащей речи является голос. Рассказывают, что когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да говори же ты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!»

Голос — звучание голосовых связок гортани, возникающее при их смыкании и периодических колебаниях под воздействием  воздуха.

Издаваемые связками гортани звуки усиливаются и окрашиваются в надставной трубе, преобразуясь у человека в речь. Голос характеризуется объемом (диапазоном), высотой, силой и тембром, или окраской. Его высота зависит от числа колебаний голосовых связок в секунду: чем больше число колебаний, тем выше голос, и наоборот.

Рассмотрим подробнее процесс голосообразования.

Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания. При желании человека произнести звук все части его голосового аппарата приходят в состояние готовности к выполнению этого действия.

Процесс звукообразования начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею и бронхи в расширенные при входе легкие. Затем под действием нервных импульсов из головного мозга голосовые складки смыкаются, и происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуя свободному выдоху. Воздух в подскладочном пространстве, набранный при вдохе, под действием выдыхательных мышц сжимается. Возникает подскладочное давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки, приходя, таким образом, во взаимодействие с ними. Возникает звук.

Каким образом регулируется частота колебания голосовых связок? Рауль Юссон (Лаборатории нормальной физиологии Сорбонского университета), показал, что колебания связок нельзя рассматривать как результат серии обычных смыканий и размыканий, следующих с большой частотой под напором воздушной струи. Колебательная функция голосовых связок обуславливается совершенно особыми нервными воздействиями и является феноменом целиком центрального происхождения. Дыхание к частоте образующихся колебаний не имеет никакого отношения. Колебания  голосовых связок — совершенно самостоятельная функция гортани, являющаяся ответом на импульсы, поступающие через возвратный нерв гортани.

Резонаторы. Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними. Приблизительно до восьмидесяти процентов энергии звука гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их вибрацию. А вот в воздухоносных полостях звуки претерпевают акустические изменения и усиливаются. Поэтому эти полости называются резонаторами. Различают верхние и грудные резонаторы.

Верхние  резонаторы -  все  полости, лежащие выше голосовых складок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости и придаточные пазухи. Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, повышают силу голоса, влияют на его тембр.

Грудное резонирование сообщает звуку полноту и объемность звучания.

Сила голоса определяется амплитудой, колебаний голосовых связок. Чем больше амплитуда, тем голос сильнее. Человек может произвольно изменять как высоту, так и силу голоса. Его тембр зависит от присоединения обертонов к основному тону. Они могут быть гармоническими и негармоническими.

Голос наиболее полно раскрывает характер, настроение и даже душевные свойства человека. Еще в 1228 году Мишель Скоттус, придворный философ и астролог императора Сицилии и Апулии Фридриха фон Хохенштауфена, в одной из глав своего труда «Физиогномика» впервые привел тринадцать определений различных качественных и количественных изменений человеческого голоса, подчиненных характеру. Можно изменить внешность, прическу, придать нужное выражение своему лицу, но в голосе всегда почувствуется фальшь. Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится:

Черным-черна однажды затесалась

Ворона между черными дроздами.

Ее никто не распознал бы в стае,

Сумей она попридержать язык!

Свойства голоса  находятся  в  зависимости  от  возраста, пола, состояния здоровья и психики человека.

«Союз европейских врачей-фониаторов», (фониатор — специалист по нарушениям голосовой функции) в 1979 году опубликовал указания «О целях экспертизы и классификации профессий в зависимости от требований к качеству голоса». Были названы следующие критерии оценки: нормальное функционирование психофизиологических механизмов речи и слуха, устойчивость голоса к большим речевым нагрузкам, его выносливость, сила, гибкость, собранность звучания, мелодичность и мягкая атака. Так вот, непригодными признаются лица, имеющие патологическое состояние гортани, резонаторной системы, верхних дыхательных путей, страдающие аллергическими заболеваниями (бронхиальной астмой, ринитом и другими подобными заболеваниями), заболеваниями нервной  системы, психики, имеющие дефекты речи, в особенности, когда затруднена разборчивость речи при использовании усилительной аппаратуры.

В соответствии с требованиями к качеству голоса профессии классифицируются следующим образом:

1. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями. Певцы-солисты, певцы-хористы, актеры, дикторы радио и телевидения.

2. Профессии с высокими требованиями. Преподаватели, профессиональные ораторы, комментаторы радио и телевидения, переводчики, политические деятели, воспитатели и учителя в детских учреждениях и прочие подобные профессии.

3. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в условиях повышенного шума. Адвокаты, судьи, врачи, войсковые командиры и так далее.

Таким образом, основная масса работников радио подпадает под категорию лиц, к голосу которых предъявляются чрезвычайно высокие и высокие требования.

С точки зрения механизмов голосообразования, способов и целей использования голос делится на речевой и певческий, «не поставленный» (бытовая речь, пение необученного певца) и «поставленный» (сценическая речь, речь диктора, пение профессионального певца).

В певческом голосе различают регистры — грудной, средний и головной (фальцет). В пении необученных певцов регистры ясно различимы. У профессиональных певцов голос выравнивается в процессе обучения на всем  диапазоне и становится однородным по тембру. Самый высокий по диапазону певческий голос взрослых — сопрано, самый низкий — бас. По характеру, голоса (за исключением басов) делятся: на лирический, лирико-драматический и драматический. Кроме того, выделяют сопрано — колоратурное, лирико-колоратурное и тенор-альтино. Басы делятся на высокие — кантанте, и низкие — профундо. В оперной практике встречается понятие характерных голосов (например, тенор ди грациа или бас-буфф). Певческий голос отличается от разговорного более широким диапазоном, силой звука, красивым тембром, умением переходить в процессе звукообразования из одного регистра в другой. Это все необходимо знать, потому что в процессе работы специалистам на радио нередко приходится иметь дело с вокалистами. Однако нас с вами, конечно же, больше интересует речевой голос.

Речевой голос - это сложный многофункциональный процесс, который протекает в организме человека автоматически, благодаря работе высших отделов мозга.

Основными недостатками речевого голоса считаются: высокое положение, зажим гортани, перенапряжение окологортанных мышц, нижней челюсти, вялость мягкого неба; горловое, носовое звучание, крикливый, резкий или неустойчивый с провалами, либо затуханием голос; высокая тональность, твердая атака или вялость голоса, его тембральная бедность. На радио особо ощутима голосовая личность говорящего: его особый голос, манера говорить, ритм речи.

Кроме того, голос, как и любая другая функция организма, может подвергаться тем или иным нарушениям. Такого рода нарушения называются расстройством голоса. К ним относятся: заболевания гортани, артикуляционного аппарата,  легких, бронхов, и трахеи, сердечно-сосудистой системы (заболевания которой приводят к отдышке). Многие нарушения провоцируются несоблюдением общих правил голосовой гигиены: чрезмерное курение, злоупотребление алкоголем, приемом токсических веществ, недосыпанием.

В сложных случаях заболеваний голосового аппарата следует обращаться к врачу. В более простых, рекомендуется использовать для лечения лекарственные растения, поскольку они в отличие от прочих фармакологических препаратов оказывают противорецедивное воздействие. Вот два сбора, которые рекомендует А. Чистякова для полоскания горла.

Первый — кора дуба и цветы липы в соотношении 2:3.

Второй — соцветия липы и ромашки в пропорции 1:1.

Одна столовая ложка сбора засыпается в термос и заливается 400 мл. кипятка, настаивается 2 часа и фильтруется. Полоскание применяется местно 4-6 раз в день.

Для полоскания и ингаляций применяются так же отвары шалфея, эвкалипта, ромашки, календулы, зверобоя, чистотела, перечной мяты. Если имеется настойка календулы или эвкалипта, то состав готовят в ингаляторах — на 5-10 мл. дистиллированной воды 20-30 капель настойки на одну ингаляцию. В домашних условиях ингаляция проводится следующим образом: в 500 мл. кипящей воды добавляется 1 чайная ложка настойки и вдыхается образовавшийся пар.

Для ингаляции при распираторно-вирусных заболеваний эффективны сок лука и чеснока. Следует помнить, что их лечебные свойства сохраняются не более часа, поэтому эти соки следует готовить непосредственно перед употреблением.

Для ингаляций используются так же соки калахоэ и подорожника в тех же пропорциях, как и упомянутые настойки.

При потере голоса, остром катаре дыхательных путей рекомендуется голосовой покой, пребывание в теплом  проветриваемом (без сквозняков) помещении, питье теплой жидкости, щелочных вод, питье мелкими глотками теплого сока репы, капусты, полоскания настоем гречихи или ячменя из расчета 10 гр. гречихи на 100 гр. воды. Кроме того, рекомендуется на ночь компресс из теплого творога или подсолнечного масла.

При сильном кашле и охриплости применяют сок черной смородины с медом или сахаром, настой листьев яблони в соотношении 1:10 (в теплом виде пить по 0,5 стакана через каждые два часа). В таком же соотношении используется отвар листьев черной смородины (по 2 столовых ложки 4 раза в день).

При ангине хорошо помогает настой лаврового листа (10 шт. лаврового листа залить 1 литром воды, кипятить 3 минуты, остудить, процедить и полоскать горло).

Профессионал, работающий на радио, обязан следить за своим голосом. «Хрипатость, насморк и прочее? Престиж фондовой записи на радио для драматических артистов был так высок, что с подобными проблемами нам просто не приходилось сталкиваться. Если «не в форме» позволял себе появиться в студии великий и незаменимый актер, то запись переносили до лучших времен, которые, правду говоря, иногда тянулись месяцами и годами, а если хрипатый и сипатый оказывался, так сказать, из «среднего звена», то ему быстренько находилось несколько вариантов замены» — вспоминает режиссер Владимир Малков.

Основными свойствами голоса являются:

         — тоновый диапазон;

         — сила;

         — окраска и тембр;

         — вибрато.

 Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых складок в одну секунду (величина эта измеряется в герцах; 1 герц — это одно колебание в секунду). Голосовые складки способны приходить в колебательные движения не только целиком, всей своей массой, но и отдельными участками. Только этим можно объяснить то, что одни и те же голосовые складки могут колебаться с различной частотой: примерно от восьмидесяти до десяти тысяч колебаний в секунду и даже больше.

Тоновый диапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от шестидесяти четырех до одной тысячи трехсот герц. Проведенный учеными спектральный анализ речи дикторов показал, что у наиболее известных из них присутствует весь диапазон как низких, так и средних и высоких частот — от восьмидесяти до двух тысяч восьмисот Гц. Обычный же человек использует при разговоре в среднем от восьмидесяти до пятисот (максимум до 1700 Гц).

Сила подаваемого звука определяется интенсивностью напряжения голосовых складок и величиной давления воздуха в подсвязочном пространстве. И тот, и другой процесс регулируются центральной нервной системой. Контроль осуществляется с помощью слуха. Если же взаимоотношения между этими процессами нарушаются (например, при крике ужаса), то превалирование давления внутри трахеи вызывает звук, который характеризуется отсутствием чистой тональности.

Благодаря индивидуальному объему околоносовых пазух тембр голоса так же строго индивидуален. Неповторимость его можно сравнить с неповторимым узором отпечатка пальцев. Во многих странах мира (в США, Англии, Италии) фонограммная запись человеческого голоса считается неоспоримым юридическим документом, который невозможно подделать.

Человеческий голос явление уникальное. Во-первых, в силу его социального значения. Во-вторых — как акустический феномен, физиологическое и анатомическое явления. «Считается, что речевых манер столько же, сколько мыслящих существ, так как голос неповторим, подобно отпечатку пальца. Голос отражает физическое и психическое состояние человека, являясь характеристикой говорящего (глава всему центральная нервная система). Например: булочник месит тесто, голос становится хриплым, устали руки, устала гортань; говорят: «в горле — горе комом», «слезы душат» когда человек расстроен; напротив –  «радость клекочет в горле», когда человек испытывает приятные чувства. Депрессия и подавленность приводят к глухости и задавленности голоса». (Л. Вансовская).

Речевое творчество дикторов, актеров, журналистов построено на этой способности человека, передавать оттенки своих чувств голосом. Выдающиеся дикторы, такие как Юрий Левитан даже в информационных, казалось бы, нейтральных сообщениях наполняли их живой эмоцией. Голос тем выразительнее, чем больше тонов он имеет, что определяется тембром голоса.

Тембр голоса зависит от строения гортани, ее размеров, мощности мускулатуры гортани, размеров голосовых складок, характера их смыкания (голосовой атаки), тонуса мышц, их строения, соотношения использования верхнего и нижнего регистра. Нередко, тембр метафорически называют эмоциональной окраской речи, колоритом или «цветом» голоса. Изучая феномен аудиоречи, мы ощущаем колоссальное возрастание информативной роли тембральных характеристик.

Аудиоречь акустична по своей природе. Звуковой полифонизм в аудиоискусстве достигается умелой аранжировкой, сходной по принципу с музыкальным контрапунктом. Аудиоискусство (и радио в том числе) широко использует особенность человеческого сознания, заключающуюся в его ассоциативности, основанной на звуковой памяти. Достаточно малого, но точного сигнала, чтобы оживить накопленные человеческим опытом впечатления. Так, голоса птиц помогают слушателю воссоздать картину деревни или леса, а звук крахмала, переминаемого в мешочке, напоминает скрип снега и ассоциируется с зимним пейзажем. Природа аудиоязыка направляет звуковую организацию аудиопроизведения на создание звуковой метафоры.

Механизм естественной звуковой метафоры впервые был описан немецким физиологом и психологом Вильгельмом Вундтом. Он объяснил возникновение естественной звуковой метафоры «переходом представления в чувственный образ, аналогичный тому, который свойствен обозначаемой тем же названием фигуре речи».

В аудиоречи тембр обретает принципиально новую позицию не слуги, а господина, так как становится одним из ведущих элементов, формирующих естественную звуковую метафору.

Именно через тембр происходит перенос со слуховых ощущений на зрительные, обонятельные, кинестезические.

Объективно человеческое «слышание» тембра — это такое ощущение звука, когда мы способны воспринимать высоту и силу «отдельных частотных обертонов, присутствующих в звуке, как единое целое»  (Б. Ф. Теплов).

Американский психолог Дж. О’Хала, проведя многочисленные эксперименты, установил некоторые универсальные «метафорические» свойства тембральной высоты.

Они объединены в три группы:

1. Использование низкого тембра в утверждениях, высокого — в вопросах;

2. Употребление высокого звучания для выражения вежливости, покорности, слабости, подчиненности; низкого — грубости, силы и агрессии;

3. Реализация высокого тембра на лексических единицах, обозначающих маленькие размеры, а низкого — на словах, обозначающих крупные объекты.

По мнению ученого, животные предки человека употребляли «частотный код», механизм которого заключался в использовании голосовых сигналов определенной частоты для передачи той или иной информации. Более слабое маленькое животное издавало сигналы более высокой частоты, чем существо более крупное и сильное. Это было своего рода системой приспособления, направленной на избежание столкновений и выживание.

Громкий насыщенный взрывной тембр неизменно сопровождает оптимистичные радиосообщения типа: «Здравствуйте, добрые люди лучшего города Земли!» или «Этот час с программой «Отдыхать, так с музыкой». Печальные известия принято озвучивать, несколько уменьшая громкость голоса, усиливая грудной регистр и убирая при этом звонкость, иногда прибегая к специальным артикуляциям (например, сужению ротового резонатора): «Траур в США в связи с недавними терактами официально продлен до 22 сентября». В рекламе, например, возможно использование эмоционально контрастных тембральных характеристик, если они сопровождают стратегию «обманутого ожидания» (звучит тихое, вкрадчиво-неприятное обращение, произнесенное пародийным «скрипучим» голосом «Ну-ка, голубчик, открой ротик», а далее сразу громкий «гармонический» баритон объявляет: «Приглашаем на работу менеджеров по рекламе!»).

«Играя тембром», диктор может не только передать слушателю определенную эмоцию, но и выразить свое отношение к излагаемому.

По воспоминаниям дикторов-коллег, это умение было особенно присуще творческому почерку В. С. Соловьевой. «Ее голос звучал звонко и молодо, окрашивая в светлые, оптимистичные тона всю передачу. Даже  в коротеньком объявлении «московское время», произносимом ею в присущей ей одной щебечущей манере, звучало: «Все отлично, дорогие друзья!» (Н. В. Толстова).

Несмотря на тембральную неповторимость, звонкие, взрывные гармоничные голоса всегда легко предают чувства радости и удовлетворения от читаемого. Их обладателям прощаются даже небольшие заминки и оговорки в эфире, в то время как не менее красивые, но низкие и насыщенные тембры воспринимаются более настороженно и отстранено. Неадекватная тембральная реализация информации приводит к эмоциональному отторжению слушателя или порождает совершенно неожиданные трактовки сообщения. Например, озвучивание рекламы вялыми, «официальными» голосами способно спровоцировать «эффект бумеранга», превратив рекламу в антирекламу.

Речевые характеристики так же  в немалой степени зависят от речевого слуха, основными компонентами которого являются:

  1. Физический слух — острота слуха для восприятия и распознавания звучащей речи;
  2. Фонематический слух — способность различать существенные признаки фонем и воспроизводить все звуки речи  в соответствии с  фонетической системой родного языка;
  3. Звуковысотный слух — способность различать и воспроизводить мелодику речи, ударение в слове и во фразе, тембровую окраску речевого звука, его ритм и так далее.

Конечно, вы можете сказать, что, дескать, Бетховен был глух, а музыку писал прекрасную. Но у Бетховена был выдающийся внутренний слух, кроме того, он скорее исключение из правила. Представьте себе на мгновенье слепого художника.

Кстати ухо гораздо больше похоже на глаз чем вы себе это можете представить. «Как и зрение, слух (уши) обеспечивают стереоскопическое восприятие, позволяющее определять местонахождение и удаленность источника звука, быть готовым к действию в любое время и в любом направлении. Уши даже могут  «мигать», подобно глазу, когда внезапно раздается громкий звук. В этом случае мышцы, удерживающие косточки в среднем ухе, мгновенно сокращаются благодаря «акустическому рефлексу», так что количество энергии, поступающей на внутреннее ухо, уменьшается в 100 раз. Правда, ушное «мигание» происходит слишком медленно, чтобы воспрепятствовать вредному воздействию звуковой волны от выстрела. Кроме того, эти мышцы не способны «сопротивляться» громкому шуму дольше 10 минут. Но все же «акустический рефлекс» защищает ухо как глаза веко при мигании». (Л. Вансовская).

Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды оказываются в свою очередь раздражителями для нервных клеток, которые ведают работой органов голосового аппарата.

Связь между слухом  и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия  слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов.

Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов. Слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.

И последнее, о чем хотелось бы напомнить: речевой голос не существует  вне общего психофизического состояния человека. Наша мимика, наша жестикуляция, наше физическое и психологическое состояние, в конце концов, отражаются голосом и влияют на его окраску. Голос одно из   ведущих средств выразительности людей работающих в любой области аудиоискусства и на радио в том числе.

1994 год.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2013 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.