В. Карп. Заметки о аудиоискусстве. Типология аудиоискусства.

Известный итальянский спортивный комментатор Даниэлло Спаче как-то признался своим коллегам в том, что как только он начинает прямую радиотрансляцию у него возникает ощущение, будто он попал в какой-то совершенно иной мир живущий и действующий по иным, отличным от земных, физическим законам. В этой странном мире нет ничего важнее крика и ничего позорнее тишины. Обычные человеческие реакции изменяются до неузнаваемости, а то, что доставляло радость, в этом мире нередко вызывает боль. «Там где от человека остается только голос, привычные законы мира уже не работают» — говорил он.

Этот удивительный мир, кажется, еще не до конца воспринят и осознан. Ведь тысячелетия, речь, существующая отдельно от ее физического источника воспринималась людьми как нечто божественное или, если хотите, дьявольское. И мы все на подсознательном уровне не в состоянии вот так, за каких-то сто лет, напрочь избавиться от этого устоявшегося стереотипа.

Аудиоискусство рождает новый способ восприятия мира, новый способ «сдвига» реальности, новый мир со своими красками, своей географией и топологией. Вот как раз о географии и топологии этого странного мира и пойдет далее речь. Мы остановимся на морфологии аудиоискусства, а так же типологии и классификации различных его форм и попытаемся расчленить весь этот огромный массив на отдельные объекты. Это даст нам возможность не только разобраться, в том, как оно -  аудиоискусство, функционирует, но и понять, что же объединяет столь разнородные формы, как скажем «Программа новостей» и «Аудиокнига».

Рассмотрим проблему с точки зрения общей морфологической структуры аудиоискусства. Эта структура имеет как бы два уровня — вертикальный и горизонтальный.

Первый — вертикальный, простейший уровень обрисовался уже достаточно давно и непосредственно влияет сегодня на тот продукт, который производится в этой сфере. Выглядит эта структура следующим образом:

Информационные аудиоструктуры.

Аудиоструктуры массовой культуры.

Образные аудиоструктуры или собственно аудиоискусство.

Другой, гораздо более сложный, горизонтальный морфологический уровень начал вырисовываться только в наше время благодаря вновь открывшимся техническим возможностям. Это уровень перехода от временных искусств к пространственно-временным раскрывающийся в рамках аудиоискусства.

На этом морфологическом уровне аудиоискусство граничат с такими же переходными формами пространственных искусств, с одной стороны и, с теми формами пространственно-временных искусств, которые уже требуют визуализации пространства, с другой. Следует отметить, что горизонтальный морфологический уровень в равной степени распространяется на все  вертикальные уровни аудиоискусства.

Современное аудиоискусство еще находится в самом начале своего пути, оно, пожалуй, одно из наиболее молодых и динамично развивающихся форм пространственно-временных искусств, которые нам известны. В силу своей молодости, уже имея достаточно мощный арсенал средств выразительности, оно, однако все еще не достигло своих вершин в смысле наполненности, содержательности…

…давайте попробуем классифицировать формы аудиоискусства по иным признакам и категориям.

Классификация по способу доставки информации.

Существуют различные способы доставки аудиоинформации потребителю.

  1. Радиовещание.
  2. Вещание по кабельным сетям (радиовещание на кабельном телевидении, телефонное вещание, радиовещание по кабельным сетям и так далее).
  3. Высокочастотное вещание (мобильная (сотовая) связь, спутниковое вещание).
  4. Вещание в сети Интернет.
  5. Фиксация на различных типах аудионосителей.

Следует отметить, что каждый способ доставки информации создает свои, отличные от других, формы, хотя в целом они имеют много общего.

Классификация по форме собственности:

В данном разделе мы рассмотрим в основном формы собственности связанные с радиовещанием, поскольку остальные способы доставки информации к потребителю на сегодняшний день почти исключительно имеют коммерческий характер. Правда следует оговориться, что отдельные проекты, связанные с невещательные способами доставки информации время от времени финансируются по тем или иным причинам государственными или общественными организациями. Однако это скорее исключение из общего правила.

1. Государственное радиовещание. К государственному радио относятся радиостанции, которые содержатся на наши с вами налогоплательщиков деньги. Формально их основной задачей является удовлетворение нужд всего общества, которые по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены частными радиовещательными средствами массовой информации. На практике же все государственные радиокомпании, как правило, являются рупорами правящей верхушки. Можно сказать, что основная их задача – пропаганда действий государственной машины. Слава богу, они работают отвратительно, что спасает наши мозги и души от всеохватного воздействия этой пропаганды. Их плохая работа является следствием государственной монополии — эти радиостанции стремятся взять на себя непосильную ношу отвечать в рамках эфира одной отдельно взятой радиостанции на запросы всех и вся и при этом самим оставаться оценщиками качества своей же собственной продукции.

2. Полугосударственное и некоммерческое частное радиовещание. К этому типу радиовещания относятся радиостанции, которые финансируются частично государством, частично спонсорами (владельцами), частично за счет рекламы. В их задачу не входит (либо входит в очень малой степени в качестве вспомогательной) коммерческая деятельность как таковая. Они изначально являются нерентабельными с финансовой точки зрения. Подобные средства массовой информации призванные, в первую очередь, удовлетворять культурные, социальные, этнические, религиозные и прочие потребности определенного, достаточно узкого круга слушателей, сталкиваются с серьезными трудностями в области увеличения своего рейтинга, и, следовательно, в области финансирования.

Если коммерческие радиостанции, живущие, в основном, за счет рекламы, стремятся убедить нас в необходимости так или иначе потратить наши деньги, некоммерческое радио является инструментом влияния на наши взгляды и на наше мнение. Большинство из них было бы правильнее называть не средствами массовой информации, а средствами массовой дезинформации. Спасает нас с вами от их тотального воздействия то, что они практически не обращает внимания на то, слушают их или нет, то есть на свой рейтинг и тот факт, интересны их программы для самой широкой публики или нет.

Феномен разного рода  «общественных форм собственности» в условиях свободного рынка информации вообще довольно любопытен. Однако интерес, который он представляет, по большей части относится не к сфере искусства или информации, а к области «черной» пропаганды, политики, коррупции, криминала, отмывания грязных денег. В последнее время наблюдается перемещение такого рода вещателей из (в общем-то, хоть в какой-то степени подконтрольного обществу) эфира, в пространство Интернета, где контроль над ними и вовсе ослабевает.

Вообще было бы интересно проследить, кто, как и по каким  причинам их финансирует, но это уже предмет иного исследования, относящегося скорее к области социологии и криминалистики.

Коммерческое радиовещание. Частное коммерческое радиовещание имеет своей целью исключительно прибыль, поэтому все программы этих средств массовой информации направлены на удовлетворение вкусов различных целевых аудиторий, чаще всего не блистающих высокими эстетическими претензиями.

Несколько отдельно, в стороне, стоит продукция, записанная на разного рода носители и предназначенные для индивидуального прослушивания. Их основная особенность именно в том и заключается, что они изначально нацелены на индивидуальное прослушивание реципиентом.

Вещательные же радиопрограммы должны охватывать одновременно самый широкий круг реципиентов, и, следовательно, уровень и методы этого охвата характеризуют различные принципы построения программ.

Появившись в начале двадцатого века, радио занимало весьма широкую нишу. Его слушало практически все население, и это потребовало не только создание разных передач для различных социальных групп, но и создало необходимость расположить эти передачи в таком порядке, который предполагал наиболее удобное время для прослушивания каждой из групп радиослушателей. Чем больше групп потребителей охватывала программа, тем более высоким рейтингом обладала станция. Так возникла концепция «программного радио».

В основе этой концепции лежит понятие — «тайм-прайм» означающее наиболее потребляемое время, время в которое у приемников находится наибольшее количество реципиентов.

Рассмотрим для примера работу радио «Голос Америки», относящееся к программному типу вещания. Вот как примерно выглядит тематика (время от времени изменяемая) этой станции для трансляций на русском языке. В будни вещание начинается с программы, рассказывающей о выдающихся американских деятелях, затем «листает» страницы истории Соединенных Штатов, передает новости. Затем в студию приглашаются политические деятели страны для участия в передаче «Круглый стол», экономисты обсуждают основы управления в Америке. Далее вы можете получить полезную информацию, прослушав «Беседы с юристом» или «Медицинский обзор». В программах «Как созидалась нация», «Американская семья», «Жизнь в США» слушатель-иностранец узнает об образе жизни, достоинствах и моральных устоях американцев. Каждые полчаса перебиваются сводками новостей, сообщениями о спортивных событиях и прогнозом погоды. В воскресные и выходные дни утренние программы посвящены религии, экологии, образу еврейской жизни. В полдень можно узнать о новостях в мире кино, литературы, телевидения. Остальное время эфира заполнено музыкой самых разных направлений.

Различные методы построения программы породили разные типы радиовещания.

Классификация по типам радиовещания.

При классификации по типу радиовещания за основу, как правило, берется соотношение в эфире информации и музыки.

1. Информационное вещание. При информационном типе вещания музыка в эфире практически отсутствует. Обычно — это «закольцованные» выпуски новостей с постоянным обновлением информации по мере ее поступления и рекламными вставками. На некоторых радиостанциях к выпускам новостей добавляются и короткие ток-шоу. Сюда же можно отнести и чистые «ток-шоу радиостанции». В их эфире обсуждаются различные проблемы общего характера, проводятся интерактивные опросы, звучат телефонные разговоры с радиослушателями.

2. Информационно-музыкальное вещание. Здесь соотношение информации и музыки в пределах 60-70% информации, 30-40% музыки.

3. Музыкально-информационное вещание. Имеют соотношение информации и музыки — 30-40% информации и 60-70% музыки.

Под информационно-музыкальный и музыкально-информационный тип радиовещания, подпадает большинство радиостанций придерживающихся концепции программного радио.

Сегодня лишь немногие крупные государственные станции продолжают работать в режиме программного вещания. Это произошло вследствие целого ряда причин финансового и технического характера. Во-первых — программное вещание это дорого. Для того чтобы оно окупалось, требуются передатчики, работающие в режиме средних и дальних частот, которые также значительно дороже коротковолновых, а сами частоты очень жестко контролируются государственными структурами. Во-вторых, телевидение, потеснив радио с рынка, заняло именно ту нишу, которую ранее занимало программное вещание.

4. Музыкальное вещание. Количество информации, включая короткие рубрики, выпуски новостей и рекламу, не превышает 10-25% эфирного времени. Остальное - музыка. Под этот тип вещания можно подвести  подавляющее большинство  коммерческих радиостанций.

Согласно легенде как-то раз двое владельцев радиостанции находящейся на грани банкротства (дело было в годы, когда только-только возникшее массовое телевещание, стало активно вытеснять радио с рынка информационных услуг и развлечений), зашли в бар напиться с горя. А в Америке, как известно в каждом питейном заведении имеется музыкальный автомат. Так вот, в процессе потребления виски, бизнесмены обратили внимание, что на протяжении всего вечера публика заказывала в основном однотипную музыку, причем с преобладанием одних и тех же мелодий. Так появилась идея «форматного радио».

Формат - стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы определенной целевой аудитории.

Классификация по формату вещания.

Главным признаком определения целевой аудитории является возраст и, как следствие, социальный статус слушателей, например: 25-35 лет, 15-25 лет и так далее, то есть активное работающее население, учащиеся и молодежь, другие группы потенциальных слушателей объединенные по тому, или иному признаку (владельцы автомобилей, военнослужащие, люди, работающие по ночам).

Основными критериями, определяющими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира, зависящие от многих факторов, в первую очередь таких, как так называемая «музыкальная одежда» эфира (джинглы, музыкальные заставки и шумы), манеры работы ди-джеев (ведущих музыкальных программ), формы подачи музыкального материала, его компоновки и способов микширования.

Форматное радио рассчитано на конкретную страту потребителей, и, как правило, вещает в FM-диапазоне, обладая при этом крайне низкой затратностью.

Выделяются четыре основных вида радиоформатов: разговорный (all-talk), новостной (all-news), музыкальный (all-music), этнический (all-ethnic).

Каждый из этих типов в свою очередь подразделяется на целые грозди подтипов.

Слушатель настраивается на определенную станцию потому, что ему заранее известна специализация станции, и она по тем или иным причинам его устраивает.

Для примера — три четверти того, что звучит эфире, приходится на музыкальные передачи (all-music radio). Это самая большая категория радиостанций. Причем во всем мире.

Примером такого типа формата так же может служить АС (Adult Contemporary — современная музыка для взрослых).  Данный формат обращается к 25-40-летним, что привлекает рекламодателей, поскольку именно эта группа населения наиболее активно ведет себя на потребительском рынке. Существенно и то, что это радио самих рекламодателей. В музыкальном выражении это радио «попсы» для отдыхающего обывателя. Без рока, рейва, техно и иных проявлений культуры тинэйджеров. Во многих случаях, вообще без проявлений какой бы то ни было культуры.

У этого формата есть субформаты:

Soft AC - мягкий АС с преобладанием спокойных, лирических песен и относительно малым количеством горячих хитов, с целевой аудиторией 25-45 лет.

Hot AC - горячий АС с преобладанием более ритмичной музыки и чуть большим количеством горячих хитов, с целевой аудиторией 20-30 лет,

Кстати, АС в качестве приставки, обозначающей более старшую целевую аудиторию, появляется и в других форматах.

CHR (Contemporary Hit Radioсовременное хит радио). Этот формат так же известен как Top 10, Top 40 или Top 100. Строится он на основе наиболее продаваемых музыкальных произведений. Выбор музыки существенно сужается, и обращается  такая радиостанция преимущественно к молодежи от 12 до 25 лет. Особенностью этого формата можно считать строгое соблюдение ритма, пристальное внимание к ведению слушателя по эфиру. Менее чем где бы то ни было, здесь допустимы паузы в эфире. Станции этого формата особенно много внимания уделяют самопродвижению и играм с призами. Данный тип радиопрограммы сочетает хорошее соотношение цены и качества, однако их недостатком является то обстоятельство, что и подражанию подобный стиль поддается довольно легко. Так что таких станций на рынке великое множество, и они смахивают друг на друга как братья-близнецы. Впрочем, в этом формате также можно выделить несколько субформатов:

CHR Pop - с преобладанием хитов в стиле поп.

CHR Rhythmic  — с преобладанием ритмичной танцевальной музыки.

CHR  Modern Rock oriented - с преобладанием композиций в стиле современный рок и поп-рок.

Сюда же относится целый ряд других узконаправленных стилевых разновидностей формата CHR.

Rock (Рок-радиостанции), в эфире которых преобладают композиции в стилях рок-н-ролл и рок с целевой аудиторией 18-35 лет. Это достаточно узкий формат, но у него тоже есть несколько собственных субформатов:

AR (Active Rock) - активный рок и рок-н-ролл с достаточно большим каталогом классических песен в этом стиле семидесятых-девяностых годов.

AOR (Album Oriented Rock) - с преобладанием не попавших в хит-парады малоизвестных альбомных песен, в основном, известных исполнителей.

Modern Rock (Mainstream Rock) — современный рок,  ориентированный на средний вкус. Этот формат во многом пересекается с CHR Modern Rock oriented, отличается же он в первую очередь более консервативным отбором музыкального материала.

Относится сюда и очень узконаправленный Rock Alternative (альтернативный рок).

Кроме того, можно выделить еще ряд популярных форматов.

Classical - классическая музыка (с очень узкой целевой аудиторией без возраста).

Oldies - ретро-формат с целевой аудиторией от 45 лет.

NAC Smooth Jazz — мягкий джазовый формат с целевой аудиторией 30-45 лет.

 Alternative - альтернативная музыка с целевой аудиторией 18-25 лет и его субформат: AC Alternative - с целевой аудиторией 25-35 лет.

Urban  — преимущественно «черная» музыка в стиле урбан и рэп с целевой аудиторией 14-20 лет и его субформат: AC Urban - для возрастной группы свыше 20 лет.

Rhythm and Blues - ритм-энд-блюз - название формата говорит само за себя — активный формат с целевой аудиторией 25-40 лет.

Country (кантри) — народная североамериканская музыка.

Folk  (фолк) - стилизованная народная музыка.

Christian  — музыка религиозного содержания, в том числе и в современной обработке.

EZ (Easy Listening) - фоновый, ненавязчивый, мягкий формат с расслабляющей, успокаивающей музыкой.

Следует отметить, что и русскоязычное радио создало свои «особые» музыкальные форматы, например Радио Шансон - чисто  русскоязычный формат, по форме нечто среднее между folk и country, а по содержанию — смесь лагерной (блатной) музыки, бардовской песни, так называемого городского романса и песен в стиле группы «ДДТ».

Существует еще целый ряд очень узких, специфических форматов, свойственных только, североамериканскому, русскому, ивритскому, французскому, арабскому, китайскому, нигерийскому и прочим национальным (языковым) радиорынкам.

Формат All-talk radio возник как альтернатива крикливым программам музыкальных форматов. Его основной принцип — беседы, интервью с известными гостями, которые отвечают на вопросы слушателей по телефону. Перебивками служат новости, погода, дорожные происшествия. В отличие от музыкальных станций, которые не требуют от слушателя особого внимания, «all-talk radio» призывает свою аудиторию сосредоточиться на своих беседах.

Иногда радиоведущие (энкермены) прибегают к приему «шокирования» публики, когда скандальные личности в студии обсуждают запретные темы.

На станциях «новостного» формата (all-news radio) в течение всего дня непрерывно передает информацию о международных, государственных, местных, спортивных, экономических и прочих событиях.

Основная аудитория информационного радио — мужчины в возрасте 25-55 лет. Радиостанции такого формата в три-четыре раза дороже музыкальных. Однако их преимуществом является обращение к аудитории старше 40 лет, которая фактически недоступна для музыкальных станций. Для данной аудитории характерна значительная лояльность. Отрицательным с точки зрения рекламодателя свойством данного формата является наличие в слушательской среде значительной доли лиц пенсионного возраста. Однако этот «недостаток» исчезает при Интернет-вещании, поскольку доля пенсионеров в сети Интернет значительно ниже.

Радиостанции, избравшие новостные и разговорные форматы, как правило, доминируют в рейтингах. Однако это может быть связано с  весьма незначительным количеством станций, которые осмеливаются взяться за столь дорогостоящее мероприятие. Соответственно и их аудитория не распыляется, как на рынке музыкального радио.

«Этнический» формат (ethnik-radio) предназначен для слушателей определенной расы или нации. Так в США существует около ста шестидесяти пяти станций для черных, сто шестьдесят — испаноязычных, более тридцати — для других этнических групп. В Израиле существует несколько радиостанций на русском языке, а в Украине работает радиостанция, вещающая на армянском языке.

Форматное радио предполагает известную степень стандартизации станций — совпадающая структура вещания, схожие рубрики, однотипные приемы работы ведущих, один и тот же набор музыки. Возникает совершенно естественный вопрос: почему же тогда у одних станций высокий рейтинг, а у других нет…

…Андрей Бубукин не без основания сравнивает форматное радио с «Макдоналдсом» и из этого сравнения выводит формулу успеха таких радиостанций: «Почему почти все дети и подавляющее большинство взрослых любят заглянуть в «Макдоналдс»? При этом те, кто утверждает, что терпеть его не может, чаще всего попросту лукавят. Что же такого особенного и характерного в этом ресторане быстрого питания? Оказывается, формула успеха этого предприятия достаточно проста:

1. Все заранее известно, нет никаких неожиданностей.

2. Новинки сезона время от времени появляются, но они неоригинальны и предсказуемы по вкусу.

3. Вся пища рассчитана на пристрастия среднего потребителя. Она удовлетворяет практически всех посетителей, не оставляя при этом никого равнодушным.

4. Все оформлено ярко, броско, но в одном стиле.

5. «Макдоналдс» работает везде по одним и тем же законам и с одним и тем же ассортиментом, что в Нью-Йорке, что в Токио, что в Москве, что в Париже. Ах, да! В Париже есть небольшие отличия: там продается безалкогольное пиво и более богатый выбор салатов — французская национальная особенность. Но в остальном все те же биг-маки и картофель фри, а биг-мак, как известно, он и в Африке биг-мак.

6. Цены везде более-менее одинаковые.

7. И, наконец, главное. За нас уже все продумали и выбрали. Думать не надо, да и выбор небогат. Не ломаешь голову над необходимостью отдать предпочтение фрикасе из баранины или морскому языку.

Еще одна аналогия. Почему «Шатл» и «Буран», Ту-144 и «Конкорд» так похожи? Ответ прост — потому что имеют оптимальную форму для выполнения поставленных перед ними задач! Чувствуете, куда я клоню? Правильно!!! На радио то же самое. Набор стандартной музыки и стандартных приемов организации эфира на данный момент, в данной стране … на рынке электронных СМИ являются оптимальными для возможного достижения успеха в этой области.

Давайте-ка, для наглядности сравним радиоэфир с живописью. В изобразительном искусстве существует много школ и направлений: классицизм, романтизм, импрессионизм, кубизм, сюрреализм и т. д. При этом все картины пишутся одними и теми же красками. Есть школы, которые нравятся подавляющему большинству людей, даже тем, кто в принципе живописью не интересуется, а есть направления, которые понимает и принимает небольшой круг знатоков изобразительного искусства. Допустим, если классицизм можно условно сопоставить с радийным форматом oldies, то импрессионизм — с AC, а формат АО, т.е. album oriented (неизвестная музыка известных исполнителей) или  «Ритм и блюз» можно соотнести с абстракционизмом или кубизмом: вроде бы красиво, а привлекает только небольшое количество знатоков-меломанов. Имеют ли право редкие форматы на существование в коммерческом эфире? Без всякого сомнения, имеют, но при этом они не могут претендовать на популярность и, следовательно, на высокие доходы своих создателей …

Это и есть ответ на главный вопрос: популярность радиостанции определяется, во-первых, соблюдением принципов «Макдоналдса» и, во-вторых, гармоничным сочетанием всех элементов эфира (музыка, джинглы, ди-джеи, рубрики, новости, игры, спецпрограммы, реклама и т. д.)».

…Еще одно преимущество форматного радио заключается в его психологической направленности. Специалисты в области нейролингвистического программирования утверждают, что по воздействию на человека эмоциональные и духовные интерпретации звука превосходят смысловые в пять с половиной раз. Простой пример: мы с удовольствием слушаем песни на иностранных языках, нередко не понимая и даже не стремясь понять их смысла, разговорная же радиостанция на непонятном языке нас не только не привлекает, но просто отталкивает – чего они там несут на своем чебурекском языке? (Это не укол в сторону любителей чебуреков – под эту категорию может попасть любой язык: английский, французский, русский, китайский, суахили, хинди – любой язык который данный радиослушатель не понимает). Именно в этой плоскости  находятся высокие рейтинги музыкального радио, поскольку мы воспринимаем и интерпретируем звук не столько сознанием, сколько подсознанием. А, как известно, восприятие на уровне подсознания имеет более сильное воздействие на аудиторию, чем смысловое или эмоциональное…

…Известно, что каждая социальная группа имеет свой собственный стиль языка, свой собственный интонационный потрет (не эмоциональный, а именно интонационный), даже частота использования тех или иных слов из общего языкового набора, различна в различных социальных группах. Что касается возрастных социальных групп, то можно даже выделить объективные спектральные характеристики наиболее привлекательного тембра голоса, и они будут разными для мужчин и для женщин…

…Многим казалось, что форматное радио утвердилось навсегда, как основной тип вещания. Однако развитие информационных технологий, в первую очередь Интернета и кабельных сетей, возникновение интерактивного вещания привели к возникновению нового типа программ – многоформатному радио. В этой ситуации станции вынуждены будут переходить на новый тип вещания, объединяющий все достоинства, как программного радио, так и форматного, расширять диапазон передач разного типа, эфирную фонотеку и т.д.

                                                                                     1999 г.

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2013 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

 

 

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.