В. Карп. МЕЛЬЕС.

Либретто для театра теней.

 

Вы часто смотрите кино?

                                  Мельес.

                                       Кавалер ордена Почетного легиона.

                                       Директор театра Робер-Удэн.

                                       Почетный председатель правления Союза престидижитаторов,

                                       Создатель кинематографического спектакля,

                                       Изобретатель современной кинематографической техники

                                        Основатель профсоюза киноработников Франции.

                              Жорж Мельес.

Вы часто смотрите кино?

                                      Он был волшебником.

                                                В его театре иллюзионисты и танцовщицы творили чудеса.

                                                На его надгробной плите написано

                                      1861 -1938 год.

Вы часто смотрите кино?

                                Он снял четыреста фильмов.

                                                          Он снял

                                                                  «Путешествие на Луну»

                                                                   «Гулливера»

                                                                   «Покорение полюса»

                                                                    «Золушку»

                                                                            и

                                                                      «Фауста».

Вы часто смотрите кино?

                       Вы видели эти фильмы?

                               Вряд ли.

                               Что-то слышали…

                               Может быть…

                      А он творил чудеса.

Вы часто смотрите кино?

                        Он создал его таким, каким мы любим его.

                                  А потом этого человека вышвырнули на улицу.

                          И он больше не творил чудес.

Вы часто смотрите кино?

                   Он торговал игрушками на вокзале. И дешевыми леденцами.

                                Дергал за шнурки паяцев,

                                Стучал в маленький барабанчик,

                                 Отдавал приказы оловянным солдатам

                      И больше не творил чудес.

Вы часто смотрите кино?

                              Жорж Мельес.

                                        Что вы знаете о нем?

                                                Ну, напрягитесь, вспомните!..

                                                Ничего.

                                                Какие сны снились магу в отставке.

                                                Цветные?

                                                Черно-белые?

                                                 В них побеждало Добро?

                                                       Или Зло?

                                                Творил ли он во сне чудеса?

                             Вы часто смотрите кино?

Сквозь черно-белую архаику его фильмов…

проступает мефистофельский профиль Мельеса.

Он сидит за столом.

Меж его рук застыли игрушки –

Оловянные солдаты и Балерины…

Клоуны, Барабанщики. Принцессы…

Может он спит?

Вот Клоун шевельнул рукой…

Шагнула Балерина…

Поднял палочки заяц-барабанщик…

Механическое шествие апофеоза…

Механические игрушки…

Не живые.

А может, они просто движутся со скоростью 16 кадров в секунду?

В частоколе виньеток…

в дожде царапин…

появился титр

и сказал:

Поливальщик.

Поливальщик из шланга поливает грядку. Под упругой струей воды потянулись из земли стебли травы. Они растут, тянутся вверх, мерно раскачиваясь под ветром.

Вдруг пробегающий мальчишка наступил на шланг. Поток воды сразу иссяк. Поливальщик удивлено смотрит на шланг. Потом поворачивает его к себе. Заглядывает вовнутрь. И в этот момент мальчишка убирает ногу.

Вода с напором бьет вверх, сбивая с ног поливальщика. Он подхватывается и начинает гоняться за мальчишкой. Цепляется за шланг и снова падает.

В ярости он достает пистолет и стреляет. Мальчишка падает.

Поливальщик поднимает шланг и поливает то место, куда упал мальчишка.

Из земли полез вверх еще один росток.

А потом все ростки на грядке распустились. И мы видим торчащие из земли руки с растопыренными пальцами.

 

Каше.

Титр.

Карнавал.

Принцы и принцессы, пастушки и пастушки, мавры и нимфы – в сказочной карнавальной фарандоле. Маски венецианского карнавала.

Вдруг прекраснейшая из принцесс падает. Маски застывают в неподвижности.

Откуда-то с неба опускаются две огромные руки. Они поднимают принцессу. Пытаются поставить ее на ноги, но она не стоит.

Тогда руки раскрывают ей грудь. Там вместо сердца странный механизм. Все шестерни этого механизма крутятся, но принцесса все одно не стоит.

Руки закрывают грудь принцессы и отвинчивают ей голову. Потом привинчивают другую.

Принцесса твердо стоит на ногах. Руки подталкивают ее, и она делает шаг, затем другой.

И вновь фарандола. И вновь пляшут на  карнавале…

 

Каше.

Титр.

Путешествие на Луну.

В небе висит маленькая романтичная Луна.

А под этой Луной пара влюбленных на скамейке. Он предлагает ей Луну в подарок.

Они подходят к огромной пушке и забираются внутрь.

Выстрел и вот они уже летят к Луне. Она становится все больше и больше, а влюбленные все меньше и меньше.

Они зависают над лунным кратером и медленно опускаются не его дно.

Луна – огромная промышленная свалка. Влюбленные бродят среди обломков машин, статуй, кусков колючей проволоки и мишеней. Повсюду таблички: «Опасно!», « Высокий уровень радиации!», «Газы!».

Влюбленные на глазах мутируют. У них отрастает третья рука и пятая нога. У нее вырастает вторая голова. Его голова становится треугольной. Но они счастливы и не замечают, что с ними происходит.

Он дарит ей букет из колючей проволоки.

Они присаживаются на скамейку, такую же чудовищную, как и они сами.

А в небе висит маленькая романтичная Земля.

Он предлагает ей Землю в подарок.

 

Каше.

Титры.

Покорение полюса.

Из дирижабля по веревочной лестнице на пик с надпись «Северный полюс» спускается Полярный Исследователь в сопровождении грудастых полуголых девиц.

Вдруг лед разламывается и из-подо льда появляется огромный Снежный Человек. Он пытается прогнать «покорителей полюса». Тогда они забираются к нему на ладонь и девицы «совращают» его стриптизом. Полярный Исследователь угощает Снежного Человека спиртом из огромной бутылки. Тот сначала буянит, пугая путешественников, а затем засыпает.

Как только он заснул, «путешественники» разбирают полюс на части, грузят его в дирижабль и улетают.

И все.

И нет никакого Северного полюса — пустота

 

Каше.

Титры.

Фауст.

В лаборатории доктора Фауста появляется Мефистофель.

Он быстро снабжает его всем необходимым: Маргаритой, богатством, молодостью и уносит его в Ад.

А в Аду — никаких раскаленных сковородок.

В Аду — телевизор бубнит про политику, экологию, катастрофы и войны.

В Аду — мгновенно растолстевшая Маргарита скандалит на кухне, и тузят друг друга ошалелые дети.

В Аду — ежесекундно проносятся автомобили, обдавая Фауста облаками дыма.

В Аду — он тупо выполняет на работе одну и ту же операцию.

В Аду — он ходит к врачу, в банк, в магазин. И снова — к врачу, в банк, в магазин. И снова — к врачу, в банк, в магазин.

В Аду — он покупает, покупает, покупает…

И вспоминает прекрасное средневековье, которое нам кажется Адом.

 

Каше.

Титры.

Гулливер.

Гулливер – был великаном.

А лилипуты – лилипутами.

И Гулливер пошел служить в лилипутскую армию.

И стал подниматься по служебной лестнице. И чем выше он поднимался – тем ниже становился.

Сейчас он генерал, правда, ростом он меньше самого маленького лилипута.

 

Каше.

Титр.

Менуэт лилипутов.

В огромном зале с колоннами танцуют менуэт дамы и кавалеры. Им весело. Они флиртуют. Они сгибаются в реверансах…

Вдруг дрогнули колонны. Да и не колонны это вовсе, а огромные ноги.

Вот одна, случайно, наступила на дам и кавалеров.

А ноги все танцуют и танцуют менуэт…

 

Каше.

Титр.

Бабочка.

Деловитый червяк долго устраивался и превратился в куколку.

Мимо гуляли другие червяки, но этому не было до них никакого дела – потому что он был куколкой.

Куколке надоело быть куколкой, и она превратилась в бабочку.

И стала порхать. Как ей было весело!

Мимо проходил червяк. Увидел бабочку. Поймал ее и съел.

Сытому торопиться некуда. Он долго устраивался и превратился в куколку.

Мимо проходили другие червяки – но этому не было до них никакого дела.

 

Каше.

Титр.

Золушка.

Ровно в полночь Золушка бросилась бежать и потеряла туфельку. Но принц не стал разыскивать владелицу Хрустальной туфельки. Он женился на носатой дочке мачехи и стал жить-поживать…

А Золушка все так же перебирала горох у них на кухне.

Мелькают кадры старых фильмов Мельеса.

Их бег нарастает. Ускоряется.

И возникают сквозь них -

«Титаник»

«Терминатор»

«Звездные войны»

«Армагеддон»…

А потом в этот сказочный мир проникают совсем иные кадры -

Хиросима…

Концлагеря…

Автомобильные пробки…

Конкурсы красоты…

Чернобыль…

Промышленные свалки…

Реальность и фантастический мир…

Как изменился мир фантазий…

Как изменился реальный мир…

Печально смотрит на нас с экрана Жорж Мельес.

И растворяется в экране.

Остается только печальный взгляд.

Печальный взгляд веселого человека.

 

1999 г.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2012 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

В ОГЛАВЛЕНИЕ
Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.