В. Карп. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР ОТ АВРААМА ДО АВРААМА ГОЛЬДФАДЕНА.

Ашкеназы.

Употребление термина «ашкеназское еврейство» для обозначения особой культурной общности, зафиксировано уже в источниках, восходящих к XIV веку. Термин происходит от еврейского названия средневековой Германии — места расселения потомков легендарного Аскеназа, внука Иафета. К ашкеназам относятся потомки всех европейских евреев, кроме выходцев из Испании, южной Франции и (частично) Италии.

В 1991 году профессор лингвистики Тель-авивского университета П. Векслер, выдвинул теорию, относящую язык ашкеназийских евреев — идиш к группе славянских, а не германских языков. Позже, в книге «Ашкеназийские евреи: славянско-тюркский народ в поисках еврейской идентификации» Векслер предложил пересмотреть и всю теорию происхождения говорившего на идиш ашкеназийского восточно-европейского еврейства. Векслер рассматривает их не как потомков выходцев с Ближнего Востока, а как коренной европейский народ, происходящий от лужицких сорбов, полабов и некоторых других славянских народов. Позже Векслер также включил в число предполагаемых предков восточноевропейских евреев хазар и славян, живших в Киевской Руси в IX-XII веках.

Однако современная генетика опровергает теории Векслера, отмечая наибольшую генетическую близость между ашкеназийскими и йеменскими евреями по мужской линии и уникальность по женской. Синтезируя достижения лингвистики, генетики, антропологии и истории можно заключить, что ашкеназы возникли в многовековом процессе смешения разных миграционных потоков иудейского населения, встретившихся в верхних районах реки Вислы в Польше примерно восемьсот лет назад.

Первый поток берёт начало в Галлии, где в районе реки Рейн с начала новой эры проживали латиноязычные иудеи  - граждане Римской империи. С V века новой эры на территории Франкского государства миграционный поток идёт вглубь германских земель. Здесь возникают центры иудаизма, и основным бытовым языком общения иудеев становится германский. Первые документальные свидетельства об ашкеназах относятся к 321 году, когда в Кельне была основана первая еврейская община.

Германоязычные иудеи, проживающие на территории Священной Римской империи, культурно и лингвистически ассимилировали миграционный поток итальянских иудеев живших со времён Римской республики на Апеннинском полуострове. В X веке еврейские поселения и общины стали формироваться в Майнце, Вормсе, Шпейере, Труа — городах Эльзаса и Лотарингии. В XI веке там начала формироваться своя талмудическая школа.

На заре средневековья ашкеназийские евреи были очень немногочисленны (считалась большой община в сто человек). До конца XI века положение евреев в Германии было вполне благоприятным, и нередко они пользовались поддержкой городских епископов. Император Священной Римской империи Генрих IV даже пожаловал в 1091 году евреям грамоту, согласно которой было запрещено принуждать их к принятию христианства, а в судебных процессах с христианами евреи могли присягать по своему религиозному обряду.

Начало эпохи крестовых походов (1096 год) ознаменовало перелом к худшему в жизни европейских евреев — «спасители гроба Господня» не могли смириться с благополучным проживанием на их землях народа «распявшего Христа». Некий монах утверждал, что на могиле Иисуса была найдена записка, предписывающая христианам крестить всех евреев. В результате евреи стали первыми жертвами крестоносцев, поставивших их перед выбором: крещение или смерть. Общины Вормса и Майнца погибли почти полностью, община Трира после долгого сопротивления согласилась на крещение, а евреям Шпеера вместе с горожанами-христианами удалось отстоять свой город. Позже, в 1103 году Генрих IV, несмотря на протесты папы, разрешил насильственно крещеным евреям вернуться в лоно иудаизма.

В Англии евреи массово начали селиться после нормандского завоевания 1066 года. Первый крупный еврейский погром в Лондоне состоялся в день коронации Ричарда I Львиное Сердце, и с тех пор их положение неуклонно ухудшалось, пока в 1290 году король Эдуард I не издал указ об изгнании евреев из Англии. Изгнанники в большинстве своем переселились во Францию, однако уже в 1306 году королем Филиппом IV Красивым были выселены и оттуда с предварительной конфискацией имущества.

В 1215 году в Риме под руководством папы Иннокентия III прошел IV церковный собор, сыгравший важную роль в истории Западной Европы, и наложивший отпечаток на положение европейского еврейства на ближайшие пять столетий. Собор осудил еретиков — альбигойцев, катар, вальденсов, положил начало созданию инквизиции, а в отношении евреев наиболее ярким нововведением было предписание носить на одежде особый знак — круглый или прямоугольный кусок желтой ткани. С тех пор унижения и гонения на евреев в Европе стали повсеместными.

Можно констатировать, что в XI-XIII веках в Германии образовался новый еврейский субэтнос, во многом не похожий на другие еврейские субэтносы. Ашкеназийские евреи отличалось крайней культурной обособленностью. К XIII веку сформировался особый язык ашкеназийских евреев — «лашон ашкеназ» или «идиш», представлявший собой диалект немецкого с добавлением некоторых слов из иврита. В дальнейшем ашкеназийские евреи говорили на нем почти во всех странах, где жили (кроме Италии). Что же касается иврита, то он перестал быть разговорным языком еще во II веке, и в диаспоре как правило, евреи говорили на языке народов среды проживания. Ашкеназами же иврит был сохранен, правда, лишь как язык религиозный.

Для евреев Юго-Западной Германии и Северной Франции была характерна полная автономия каждой общины с очень большой властью общинных институтов. Они селились в городах в специально отведенных для них кварталах-гетто (Platea Judaecrum), которые иногда обносились крепостными стенами. Их правовой статус определялся специальными «грамотами о привилегиях» и обычно обозначался термином «servi camerae» («рабы казны»), что означало принадлежность евреев королю, который мог их по своему усмотрению переселять, отнимать их имущество, аннулировать причитающиеся им долги. С другой стороны, евреи получали монаршую защиту, за которую, впрочем, приходилось платить весьма дорого. Выступая в суде, еврей должен был приносить особую еврейскую присягу (more judaico), иногда включавшую в себя крайне унизительные формулировки. Носить оружие для самозащиты евреям запрещалось.

Для евреев Германии самые жестокие времена наступили в 1348-1349 годах, когда Европу охватила эпидемия чумы, сократившая ее население на треть, притом, что евреи, хотя в их гетто плотность населения была гораздо выше, чем в христианских кварталах, страдали от нее гораздо меньше. Еврейские источники объясняют это соблюдением евреями элементарных правил гигиены. Как бы то ни было, на евреев пало обвинение в умышленном распространении болезни путем отравления колодцев христиан. Началась резня, остановить которую не смогла даже булла папы Клемента VI защищавшая евреев.

В середине XV века на евреев Центральной Европы обрушилось новое бедствие, на сей раз в лице одного человека — монаха Францисканского ордена Иоанна Капистрано. Будучи легатом папы Николая V в Германии, этот фанатик, обладавший выдающимся ораторским талантом, разъезжая по городам, везде настраивал против евреев как знать, так и чернь. Епископ Готфрид из Вюрцбурга, который был также герцогом Франконии, после его проповедей не только отменил данные им ранее евреям выгодные привилегии, но и изгнал их из своих владений. В Бреславле (Силезия) с подачи Капистрано были сожжены сорок евреев по обвинению в ритуальном убийстве христианского мальчика. Остальные обвиненные (всего – триста восемнадцать человек) были изгнаны из Бреславля, а их дети до семилетнего возраста у них отняты, крещены и отданы христианам на воспитание.

В некоторых европейских странах, в основном к востоку от Германии, стремление правителей привлечь в свои страны евреев для пополнения казны брало верх над религиозной нетерпимостью. Однако для этого было необходимо обеспечить личную безопасность евреев и безопасность их имущества, возможность вести образ жизни, соответствующий канонам иудаизма. А чтобы доход от деятельности евреев был максимальным, следовало обеспечить им возможность заниматься ростовщичеством и торговлей. В 1244 году австрийский эрцгерцог Фридрих выдал евреям Грамоту, согласно которой, среди прочего, христианин, убивший еврея, наказывался смертью, ранивший — денежным штрафом или лишением руки, похитивший еврейского ребенка для насильственного крещения — штрафом. Аналогичные грамоты были выданы евреям в 1251 году королем Венгрии Бела IV,  в 1254 году королем Богемии Отокаром, в 1254 году в Великой Польше князем Болеславом, в 1265 году князем Тюрингии и Мейсена (Саксония) Генрихом. В результате вплоть до середины XVII века миграция европейских евреев имела общее направление с запада на восток.

Страной, сыгравшей важнейшую роль в истории ашкеназийских  евреев, стала Польша. Именно здесь ашкеназы формируются как еврейский субэтнос. Именно здесь, на территории Польши, осела значительная масса евреев из разных миграционных потоков. Один поток шёл с запада и  включал в себя костяк будущего ашкеназийского этноса — представителей германоязычного еврейства, гонимый крестоносными погромами и антииудейским законодательством. Другой шёл с Балкан  и включал в себя византийских евреев. Третий поток шел с востока. В него входили потомки хазарских иудеев, славяноязычных иудеев и представители персидского еврейства. Этот поток особо усилился в связи с монгольским нашествием. Первоначальную группу, потомками которой стали миллионы ашкеназов, генетики оценивают в двадцать пять тысяч человек.

Судя по сохранившимся документам и результатам археологических раскопок (найдены монеты, относящиеся к этому времени, с надписями на иврите и еврейскими именами чеканщиков) начало процесса интенсивного формирования еврейских общин в Польше, относится к концу XII — началу XIII века. Однако началом их процветания там можно считать лишь середину XIV века, эпоху правления короля Казимира III Великого, создателя централизованного польского государства. В 1367 году он выдал евреям Грамоту о привилегиях, согласно которой, в частности, они получили официальное признание своих общинных институтов, в том числе — суда еврейских старейшин («в каждом деле о споре или стычке между евреями да не будет судить никто, кроме старейшин их, за исключением тех случаев, когда они сами не смогут выяснить истину», а также подтверждение законности еврейской присяги на свитке Торы. Грамота предусматривала суровые наказания за нападения на евреев, осквернение еврейских кладбищ, нанесение ущерба синагоге, несанкционированный вход в их жилища, похищение еврейских детей, неоказание помощи еврею в случае нападения на него, отказ торговцев продавать товары евреям, запрещалось вызывать евреев в церковный суд. Грамота защищала их финансовую деятельность от вмешательства конкурентов и гарантировала возможность вести соответствующий канонам иудаизма образ жизни, включая право на кошерный убой скота и продажу некошерных частей туш христианам.

Положение евреев в средневековой Польше можно без преувеличения охарактеризовать как «государство в государстве», настолько широка была их автономия. Они имели собственную законодательную (кагал), судебную и исполнительную власти. А с конца XVI века в Польше, Литве и некоторых других странах у еврейской диаспоры существовали даже надобщинные органы управления — Ваады, которые решали проблемы, неразрешимые для местных кагалов. Такие явления, как изгнания, изъятия собственности евреев, аннулирования долгов им, столь обычные в Средние века для западноевропейских стран, для Польши были не характерны. Ношение евреями оружия для защиты городов, где они жили, властями не только разрешалось, но даже поощрялось.

Однако утверждать, что жизнь евреев в Польше была безоблачной, было бы сильным преувеличением: как писал в XVIII веке Шломо Маймон, «вряд ли есть еще такая страна, как Польша, где свобода (еврейского) вероисповедания и ненависть к нему соседствуют так близко. Евреям разрешается выполнять все мицвот  вполне свободно … и даже есть у них свои суды. Но при этом ненависть к (их) вере так велика, что само слово «еврей» (по-польски и по-чешски — jid) звучит как оскорбление».

После Люблинской унии 1569 года украинские земли, входившие ранее в состав Великого княжества Литовского — Волынь, Подолия, а также Правобережье Днепра отошли к польской короне. Король Сигизмунд II Август раздал их магнатам, среди которых особенно выделялись семейства Вишневецких, Конецпольских и Потоцких. Те предпочитали сдавать эти земли в аренду. Появились евреи – арендаторы. В результате, вынужденные платить арендаторам за землю и даже за посещение церквей, крестьяне в первую очередь именно на евреев обрушили свой гнев. Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого приобрело не только антипольскую, но и антисемитскую окраску. Начались массовые погромы, и значительная часть евреев вынуждена была бежать с территории Украины. Эти события сменили основное направление еврейской миграции в Европе на противоположное прежнему: с востока на запад, где с конца XVI века начали происходить буржуазные революции, приводившие к коренным переменам в положении евреев (в первую очередь, в Голландии). К этому времени большинство западноевропейских стран либо представляли собой «свободные от евреев» земли, как Франция, либо населялись сефардами, как Нидерланды и Англия. Маленькие общины в германских городах влачили жалкое существования от изгнания до изгнания и численно значительно уступали восточным.

Новая история евреев в Западной Европе началась в XVIII веке (с приходом к власти Наполеона), с первой волной Просвещения, разрушившей стены гетто. Однако лишь избранные получили некоторые права и свободы, покинули гетто и поселились в быстро растущих (в основном) немецких городах. Евреям позволили учиться в немецких университетах, не меняя вероисповедания, правда, лишь на медицинских факультетах. Юридические факультеты еще долго оставались для них закрытыми. В 1812 году прусский король Фридрих Вильгельм издал знаменитый «Judenedikt», где евреев уравняли в гражданских правах с христианами. Правда, после падения Наполеона правительства Германии и Австрии фактически отменили все эмансипационные акты. Ашкеназы вернулись в свое прежнее бесправное положение. Юридическая эмансипация евреев в Европе завершилась лишь после революции 1848 года. Однако на практике гражданское равенство установилось лишь к середине семидесятых годов XIX века. Примерно с этих пор становится ощутимым участие ашкеназийских евреев в прежде недоступных им областях — в искусстве и науке.

Однако вернемся к судьбе евреев-ашкеназов в Восточной Европе. Разделы Польши привели к тому, что они стали подданными сразу трех империй. А во время царствования императрицы Екатерины II, в результате присоединения к России большей части территории Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 годах Россия стала обладательницей самого большого в мире скопления еврейского населения — около семисот пятидесяти тысяч человек. Поначалу отношение властей Российской империи к евреям было вполне терпимым. Так в 1772 году на стенах всех синагог были расклеены листовки с текстом императорского манифеста, согласно которому «еврейские общества, жительствующие в присоединенных к Империи Российской городах и землях, будут оставлены и сохранены при всех тех свободах, коими они ныне … пользуются, … доколе они, со своей стороны, с надлежащим повиновением, яко верноподданные, жить … будут».

Политика России в отношении евреев, вплоть до кончины в 1825 году Александра I, вообще определялась терпимостью и стремлением к их максимальной интеграции в русское общество путем постепенного ограничения еврейской автономии при одновременном расширении прав каждой отдельной личности. Хотя кагальная организация сохранялась до 1844 года, права кагалов постепенно уменьшались, зато евреям уже около 1780 года было разрешено записываться в купеческое или мещанское сословие, предоставлены почти равные с христианами права по выборам в местные органы власти (чего до Великой французской революции не было нигде в Европе). В некоторых городах России евреи даже стали бургомистрами.

Однако уже в 1791 году была введена «черта оседлости»: евреям запрещалось переселяться в те регионы страны, где их раньше не было. Исключение было сделано для Новороссийского края (Северного Причерноморья), куда переселение евреев даже поощрялось. После присоединения к России в 1815 году Царства Польского черта оседлости стала включать в себя двадцать пять губерний Украины, Белоруссии, Литвы и Польши.

В 1804 году было издано первое в России специальное законодательство о евреях. Этот документ, в частности, предписывал каждому еврею отнестись к одному из четырех сословий: земледельцев, фабричных рабочих и ремесленников, купечеству или мещанству. Была сделана попытка выселить евреев из деревень, где они занимались преимущественно винным промыслом, арендой постоялых дворов и кабаков. Однако переселение почти трехсот тысяч человек из деревень в и без того перенаселенные города, было тогда технически неосуществимо и практически стала претворяться в жизнь лишь в самом конце XIX века. Согласно новому закону, раввинам было запрещено прибегать к наказаниям религиозного характера — это было началом конца самостоятельного еврейского судопроизводства — с тех пор все евреи должны были напрямую подчиняться общероссийским законам. Однако за этим актом трудно усмотреть антисемитизм, скорее следует говорить о желании властей подчинить евреев наравне с другими народами законам империи. В то же время еврейским детям было разрешено поступать во все школы, гимназии и университеты России, причем там их не должны были заставлять делать что-либо, противоречащее их вере (желающих воспользоваться этим правом, тем не менее, нашлось тогда немного). Кроме того, каждый еврей должен был теперь получить фамилию или прозвище. Эти реформы вызвали жесткий протест со стороны клерикальных кругов,  не желавших расставаться со своими привилегиями по управлению еврейской массой и противившейся получению евреями светского образования.

Самой мрачной страницей в истории российских евреев стала эпоха правления Николая I. В 1827 году появился указ о введении для евреев рекрутской повинности — был введен институт кантонистов: детей от двенадцати лет забирали у родителей и гнали пешком вглубь страны к месту службы. Многие гибли по дороге, а выжившим кулаками и унижениями проповедовалась христианская вера.

В 1840 году из правительственных чиновников был создан специальный «Комитет для определения мер коренного преобразования евреев», который, в частности, предполагал следующее: «Действовать на нравственное образование нового поколения евреев учреждением еврейских училищ в духе, противном нынешнему талмудическому учению; уничтожить кагалы и подчинить евреев общему управлению; учредить губернских раввинов, которые, получая содержание от казны, влиянием своим могли бы содействовать видам правительства запретить употребление особой еврейской одежды».

Царствование Александра II, годы правления которого были прозваны «эпохой великих реформ», для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом предыдущему. Либеральные реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности — все это создало условия для еврейской ассимиляции. Уже в конце пятидесятых годов евреи были уравнены с остальными гражданами в рекрутском наборе — был отменен институт кантонистов. В шестидесятые годы была несколько ослаблена и территориальная ограниченность их проживания -  теперь за пределами «черты оседлости» могли селиться евреи с высшим образованием, купцы Первой и Второй гильдий, а также аптекари, фельдшеры и акушеры. В результате экономических реформ появились первые евреи-миллионеры: Варшавские, Гинцбурги, Поляковы.

 «На моих глазах,- вспоминал Л. Дейч, — начало коренным образом меняться отношение моих соплеменников к «гойской» науке: прошло всего 10-12 лет со времени воцарения Александра II, как число евреев, поступавших в высшие учебные заведения [стало] быстро увеличиваться … Встречая со стороны родителей резкий отпор в стремлении к просвещению, еврейская молодежь даже в самых глухих городишках тайком уходила из дома, нередко с небольшим узелком и без всяких средств к существованию, чтобы учиться «гойским наукам».

Как и ранее их германские соплеменники, российские евреи стали играть все большую роль в культурной жизни страны. В 1861 году крещеный еврей и выдающийся пианист А. Рубинштейн основал в Санкт-Петербурге консерваторию, в которой первым профессором скрипки стал еврей из Польши Г. Венявский, а затем его сменил Л. Ауэр из Будапешта, создавший самую выдающуюся в мире скрипичную школу. Скульптор М. Антокольский прославился созданием множества шедевров на сюжеты русской истории, его мастерскую в Санкт-Петербурге посещал сам император Александр II. Творчество художника И. Левитана также гармонично вписалось в русскую живопись.

Реформы Александра II, при всей их экономической эффективности, характеризовались резким обострением социальных противоречий, и в особенности обнищанием крестьянства. Богатевшие евреи на столь безрадостном фоне русской жизни вызывали в русском обществе все возраставшее раздражение. «Масла в огонь» подлил и разразившийся в разгар русско-турецкой войны 1877-1878 годов громкий скандал вокруг фирмы «Грегор, Горвиц, Коген и Варшавский» (кроме первого, остальные были евреями), получившей от правительства концессию на снабжение русской армии и допустившей при ее выполнении грубые злоупотребления. С резкой критикой евреев выступали Ф. Достоевский, И. Аксаков и другие русские литераторы. Народники, будучи защитниками крестьянства, в те годы также проявляли крайнее юдофобство, которое, правда, по мере массового включения евреев в революционную деятельность, постепенно «сошло на нет». Маргинальные ненавистники евреев почувствовали безнаказанность, и в 1881-1882 годах по Юго-Западу России прокатилась мощная волна еврейских погромов, вызвавшая, в частности, массовую эмиграцию в Америку.

И хотя в течение всего XIX и начала XX века ситуация вокруг российских евреев неуклонно обострялась, отмечался их бурный демографический рост: к 1913 году общая численность евреев в России перевалила за шесть миллионов (при ста двадцати шести миллионах общего населения страны).

Противоречия раннего капитализма в Европе и в Российской империи, породили политический антисемитизм и массовую эмиграцию ашкеназов в США, Канаду и страны Латинской Америки.

Такова вкратце история ашкеназийских евреев до начала двадцатого века.

При перепечатке данной книги или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2011 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

В оглавление.
Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.