В. Карп. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР ОТ АВРААМА ДО АВРААМА ГОЛЬДФАДЕНА.

Субэтносы.

Прежде всего, следует договориться о терминах. В существующей на сегодняшний день литературе различные по своей истории и культуре части еврейской диаспоры принято классифицировать то как различные «этносы», то как «субэтнические», то даже как «этнографические» группы. Этот разнобой определяется не столько сложностью объекта классификации, сколько идеологическими ориентирами классификаторов. Так, например, политический сионизм исходит из представлений об этносе как о субстанции, порождающей политическую нацию, и, следовательно, требует затушевывания этнических различий и говорит об «этнографических группах». Отстраненный позитивистский подход, претендующий на объективность, скорее увидит еврейский народ как совокупность различных этносов. «Еврейского этноса как такового, как единого нет. Одно время был, но очень давно. Есть еврейский суперэтнос, то есть сочетание разных этносов, объединенных элементами сходства» — утверждает Лев Гумилев. И действительно  в течении веков в еврейской диаспоре сложились многочисленные группы евреев, характеризующиеся собственными культурными и языковыми особенностями. Многие из них говорят или говорили на особых еврейских этнолектах, диалектах и языках. «Еврейский народ» есть совокупность этносов, связанных между собой в определенной мере общностью происхождения и исторической судьбы, иногда общим социальным и гражданским статусом, более или менее прочными культурными связями и в первую очередь общей религией — иудаизмом. Вплоть до XIX века и самими евреями, и внешним миром еврейство осознавалось именно как религиозная общность. К «еврейскому народу» и по ныне нередко относят этнические группы, которые собственно говоря, этническими евреями не являются, а примыкают к ним исключительно по религиозному признаку. А потому рассматривать эти группы с точки зрения истории еврейской культуры (в частности театральной культуры) будет очевидной натяжкой.

То, что прилагательное «еврейский» постепенно приобрело этнический характер, связано как с распадом традиционной общины, так и с тем, что на данной территории, как правило, проживали представители только одного из еврейских этносов, чья совокупность действительно обладала выраженными этническими чертами. Можно сказать, что названия обманчивы и слова обманчивы: одно и то же слово «евреи» характеризует фактически несколько различных народов и даже суперэтносов.

Культура и быт отдельных еврейских этносов регулировалась как общими нормами иудаизма, так и целым рядом обычаев, формировавшихся под влиянием окружающего этнического большинства. Характерный пример: в то время как евреи Европы традиционно моногамны, евреи в мусульманских странах практиковали полигамию вплоть до начала ХХ века.

К европейским этническим группам евреев относятся:

Сефарды (ивритское — ספרדים [сфарадъим], испанцы) — потомки изгнанных из Испании и Португалии евреев. Они являются носителями сефардского языка  (ладино, джудезмо), имеют собственные культурные и литургической традиции.

Ашкеназы (ивритское — אשכנזים [ашкеназим], (древние) саксонцы) — потомки евреев средневековой Германии, северной Италии и северной Франции. Исторически носители языка идиш, собственной культурной и литургической традиции.

Римские евреи (ивритское — רומים [ромим], риммы) — часть еврейской общины Италии с отличной от сефардской и ашкеназской культурной и литургической традицией. Исторически — носители итальянского языка.

Кенааним (ивритское — כנענים [кнааним] — 1. ханаанцы, 2. (древние) славяне (древнерусский — жидовины) — историческая группа славяноязычных евреев. Имеются сведения о том, что небольшие еврейские общины были в Киеве и других регионах Киевской Руси. Это были славяноязычные евреи, известные как кенааним. Некоторые источники говорят даже о значительном влиянии евреев в разные времена на Киевское и Новгородское княжества. Сведения о купцах-евреях отражаются в славянских былинах. Считается, что былина о новгородском «госте» Садко имеет еврейские корни. Уже после принятия христианства на Руси (X век) были переведены с иврита некоторые священные книги. В XIII веке в период монгольского нашествия еврейские общины Восточной Европы были уничтожены, и поэтому влияние их обычаев и нравов на еврейскую общину в России следует считать незначительным. Остатки кенааним в средневековье растворились в общинах более многочисленных ашкеназских евреях (современная Украина и Белоруссия).

Романиоты (ивритское -  רומניוטים [романиотъим], византийцы) и (сефардский — [грегос], греки) — часть евреев Греции проживавших в центральных районах Византии (и частично в Крыму), отличная от сефардского еврейского населения этой страны. Слово романиоты связано с самоназванием византийцев «ромеи» (буквально «римляне»). Языком романиотов был  еврейско-греческий. Другим наименованием общины романиотов было — грегос (буквально «греки» на языке сефардов). После падения Византии местом расселения романиотов стала Османская империя. До начала XVI века романиоты оставались основной еврейской общиной в указанных выше районах. Однако с усилением еврейской иммиграции из Европы, особенно из Испании и Португалии, удельный вес романиотов стал резко снижаться. Язык или диалекты романиотов сохранялись вплоть до Второй мировой войны в некоторых общинах Греции (города Кастория, Иоаннина, Халкида, острова Закинф). После войны эти общины (или их остатки) перешли на современный греческий язык.

Провансальские евреи — исторически евреи юга Франции, пользующиеся еврейским диалектом провансальского языка. Еврейско-провансальский язык делился на несколько поддиалектов. Этот язык вышел из употребления в конце XVIII — начале XIX века. Древнейшие свидетельства существования провансальских евреев относятся XII веку. Старейшими текстами на еврейско-провансальском языке являются фрагмент перевода книги Эсфирь (XIV в.) и перевод сборника молитв (сиддур) (XIV-XV вв.). Наряду с разговорным еврейско-провансальским языком существовал современный ему литературный еврейско-провансальский язык. Он зафиксирован в «Оброс» — песнях, в которых чередуются стихи на иврите и на еврейско-провансальском языке. Наиболее известный автор «Оброс», Мордехай Астрюк (конец XVII в.), является также автором «Трагедии о царице Эсфири» на литературном еврейско-провансальском языке (издана в 1774 г.).

К этническим группам евреев Кавказа относятся:

Горские евреи (самоназвание — жугьур [джуhур], более традиционно также гьивр) - субэтническая группа евреев Восточного Кавказа. Говорят на диалектах татского языка иранской ветви индоевропейской семьи (в совокупности называемых также еврейско-татским языком). В состав горских евреев вошли также более поздние переселенцы из Ирана, арамееязычные курдистанские евреи, возможно, остатки хазар и других групп. Наиболее ранние материальные памятники горских евреев (надгробные стелы в районе города Маджалис в Дагестане) относятся к XVI веку. По материальной культуре и социальной организации близки к другим народам Кавказа.

Грузинские евреи (эбраэли) - грузино-еврейский этнос, сформировавшийся на территории Грузии из иудеев, мигрировавших в этот район в разные исторические эпохи, начиная с эллинистических времён. Говорят на диалекте грузинского языка (иудео-грузинский, грузиник). Используют и еврейский и грузинский алфавиты. Исповедают ортодоксальный иудаизм сефардского канона. Грузинская и армянская исторические традиции относят появление евреев на Кавказе к шестому веку до новой эры, когда Навуходоносор разрушил Иерусалим и угнал многих евреев в Вавилон. В «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, которая написана в пятом веке новой эры, сказано: «Об армянском царе по имени Храчеай, современнике вавилонского царя Навуходоносора, рассказывают, что он выпросил у Навуходоносора одного из главных еврейских пленников по имени Шамбат, привел его в Армению, поселил там и осыпал почестями. От Шамбата (или Смбата) происходит, по преданию, род Багратуни, чему подтверждением служит то, что Багратуни часто давали своим сыновьям имя Смба». В грузинской летописи генеалогия Багратионов возводится к библейским Иессею — Давиду — Соломону, что и послужило поводом грузинским царям из рода Багратиони титуловать себя «Иессиан-Давидиан — Соломонианами». В их гербе изображалась праща царя Давида, при помощи которой он убил Голиафа, арфа царя Давида, а над гербом — надпись по-грузински: «Божией милостью потомок Иессея, Давида и Соломона царь всея Грузии». И еще — стих из псалма Давида: «Клялся Господь Давиду; истина — Он не отступит от нее: «От плода чрева твоего (из сыновей твоих) посажу на престоле твоем».

Древнейшее из известных сведений о крымских евреях относится к 81 году н. э.  К этническим группам евреев Крыма относятся:

Крымчаки (самоназвания до 1917 года — еудилер (иудеи) и срэль балалары (сыны Израиля) — немногочисленная традиционно исповедующая иудаизм тюркоязычная народность, проживавшая в основном на территории Крыма.

Караимы (ивритское — קָרָאִים‎ - «караим», буквально читающие) - немногочисленная тюркоязычная народность, традиционно исповедовавшая  караизм, называемый также иудаизмом караимского толка. Караимы, наряду с  крымчаками и крымскими татарами, признаны автохтонным народом Крыма.

К этническим группам евреев Северной Африки, Передней и Средней Азии, относятся:

Лахлухи (курдистанские, курдские или ассирийские евреи) — этнолингвистическая группа евреев, основными разговорными языками которых были еврейско-арамейские языки. Курдские евреи часто называют себя также anšei targum «народ Тургума».

Арабоязычные евреи (яхуд; арабский يهود مزراحيون‎‎; иврит — יהודים ערבים, מזרחים, עדותד המזרח‎ мизрахи, восточные евреи, восточные общины) — совокупность евреев арабских стран и выходцев из арабских стран, которые говорили на разных диалектах еврейско-арабского языка. Термин «арабские евреи» ввёл французский философ Альбер Мемми. После появления книги израильского социолога и антрополога Иегуды Шкехава «Арабские евреи — национальность, религия и этничность» термин «арабские евреи» в отношении евреев арабских стран и их потомков начал вытеснять израильский термин «восточные общины» или «мизрахим». К арабским евреям относят следующие субэтносы:

Марокканские евреи — говорят на так называемых еврейско-марокканских поддиалектах нескольких арабских диалектов, в основном оседлой (старомагрибских) группы диалектов (сефарды на диалекте хакетия). Часть марокканских евреев говорит по-берберски.

Алжирские евреи — после получения Алжиром независимости выехали в основном во Францию, где практически все говорят только по-французски.

Тунисские евреи говорят в основном на берберском языке джерби.

Ливийские евреи – говорят на диалекте арабского языка, который относится к оседлому наречию, в отличия от остального населения Ливии, которое говорит на бедуинских диалектах.

Египетские евреи. Проживают в Египте с эллинистических времён, когда они составляли значительную часть населения Александрии. Впоследствии к ним присоединились вавилонские евреи (после арабского завоевания), евреи из Палестины (после прихода крестоносцев); сефарды (в XIV-XV веках), итальянские евреи, занимавшиеся торговлей (в XVIII-XIX веках); евреи из Алеппо (в конце XIX-начале XX веков). В начале XX века в Египте было около ста тысяч евреев. Они говорили на еврейско-египетском диалекте арабского, сефардском, английском, французском языках.

Сирийские евреи. Исторически делятся на две группы: арабоязычные евреи (муста‘раби), жившие в Сирии с давних времён, и сефарды, прибывшие в Сирию после 1492 года по приглашению османского султана. В XVI веке сефарды перешли на арабский, и две общины интегрировались в одну.

Ливанские евреи жили в основном в Бейруте, Сидоне  и некоторых других городах, а также в деревнях среди друзов.

Миста-аравим («арабизированные евреи») — арабоязычные евреи, жившие в Палестине в Средние века и вплоть до конца XIX века.

Иракские евреи — потомки первой еврейской диаспоры, возникшей еще в VI веке до н. э. Делились на курдистанских евреев севера (лахлухи) и арабоязычных евреев.

Оманские евреи — небольшая община, существовавшая в Маскате и Суре в Средние века. Были усилены в 1828 году евреями, бежавшими из Ирака после мусульманских погромов.

Йеменские евреи (теймани, от ивритского תֵּימָן‎ Тейман — «Йемен») — группа евреев, выделяющаяся среди восточных евреев особенностями религиозных обрядов, одеждой и многими другими особенностями. Язык — йеменский диалект еврейско-арабского языка, весьма близкий к арабскому языку окружающего населения. Согласно одному из преданий йеменских евреев, их предки прибыли в Сабейское царство при царе Соломоне, согласно другому, — за несколько десятилетий до разрушения Первого храма семьдесят пять тысяч благочестивых евреев, уверенных в скором исполнении предсказаний Иеремии (21:9), отправились из Иудейского царства на поиски другой плодоносной страны и, перейдя Иордан, через Эдом добрались до Йемена, образовав там самостоятельное царство, а на призыв Эзры возвратиться ответили отказом, не веря в долговечность еврейского государства. Литературное творчество и вся духовная жизнь йеменских евреев почти до середины XX века были связаны с религией и ивритом как священным языком. Материальная культура и фольклор йеменских евреев отличаются своеобразием синтеза древнееврейских, индийских, персидских и арабских элементов. Самобытен мелос йеменских евреев, и хотя его можно сравнить с музыкальной традицией еврейских общин Востока, различия настолько велики, что его обычно выносят за рамки музыкальной культуры Ближнего Востока.

Берберские евреи — евреи Магриба говорившие на еврейско-берберских этнолектах. Еврейско-берберский язык, язык части евреев Северной Африки, живших в Атласских горах и среди берберских племен Сахары и прилегающих районов. Наиболее ранние данные о нахождении евреев в среде племен, которые могут быть идентифицированы как берберские, относятся ко II веку н. э. Письменной литературы на еврейско-берберском языке не существует.

Термин «персидские евреи» часто применяется не только к евреям Ирана, но также и к афганским и бухарским евреям, так как до начала XVI века евреи Ирана, Средней Азии и Афганистана представляли собой фактически единую общину. Распадение этой большой общины в начале XVI века на общину иранских евреев и общину евреев Средней Азии и Афганистана с делением последней во второй половине XVIII века на отдельные общины афганских и бухарских евреев связано с рядом политических событий, ослабивших контакты между евреями, жившими в соответствующих регионах. К этническим группам евреев Ирана, Афганистана и  Средней Азии (персидские евреи в широком смысле) относятся:

Собственно Персидские евреи — евреи из Ирана, говорящие на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках.

Бухарские евреи  (среднеазиатские евреи, бухори, исроил или яхуди) — евреи из Узбекистана, говорящие на еврейском говоре самаркандско-бухарского диалекта таджикского языка (бухори, иногда называемом  еврейско-таджикским языком), а также на узбекском и русском языках. В XIX веке произошел переход литературного творчества бухарских евреев с еврейско-персидского на еврейско-таджикский язык. Предки бухарских евреев переселились в Мавераннахр (из Восточной Персии), видимо, не позднее начала I тысячелетия н.э., однако обособленная община сформировалась намного позднее.

Афганские евреи — этнолингвистическая группа евреев Афганистана. Говорят на еврейском поддиалекте языка дари, условно относимом к еврейско-персидскому языку. По культуре и языку близки бухарским и персидским евреям. В период раннего средневековья Афганистан часто служил местом ссылки или добровольного изгнания для лиц, по тем или иным причинам нежелательных для эксиларха или для руководителей еврейской общины Месопотамии. Наиболее значительным еврейским центром был Балх. Еврейские и мусульманские источники сообщают о существовании еврейской общины в  Газни в X-XI веках. Арабские географы также говорят о еврейских общинах, существовавших в X веке в Кандагаре и Кабуле.

К этническим группам евреев Африки относятся эфиопские евреифалаша (на языке геэз — «пришельцы», «выходцы»; самоназвание бета Исраэль — «дом Израиля») проживавшие в основном в северной и северо-западной Эфиопии. Эфиопские евреи исповедуют разновидность неталмудического иудаизма. Изначальными языками эфиопских евреев были близкие агавские языки – кайла  и квара (диалект языка кемант). В Эфиопии все фалаша говорили на амхарском языке окружающего населения и официальном языке Эфиопии, и большинство только на нём. Согласно эфиопской легенде, одинаково признаваемой как местными христианами, так и эфиопскими евреями, основателем правившей в Эфиопии «Соломоновой династии» был нгусэ негэст («царь царей») Менелик I, сын царя Соломона и царицы Савской Меакеды. Однако согласно научным теориям, разделяемым большей частью этнографов и историков, эфиопские евреи — кушитского происхождения и принадлежат к группе племён агау, составлявшей часть автохтонного населения северной Эфиопии до того, как туда в I тысячелетии до н. э. переселились из Южной Аравии семитские племена. По антропологическому типу, одежде, языку фалаша ничем не отличаются от других народностей Эфиопии, особенно хамитского племени агау. Несомненно, что фалаша — хамитское племя, обращённое в иудаизм.

Существует также еще несколько африканских иудаистских общин, утверждающих, что они являются потомками евреев. Однако очевидно, что этнически они никак не принадлежат к еврейскому этносу.

Евреи Индии не представляют собой единой группы, состоят из нескольких общин, различающихся культурно, лингвистически, исторически, религиозными обрядами и социально-экономическим уровнем. Известны следующие группы:

Кочинские евреи (малабарские евреи), еврейская этнолингвистическая группа (община). Разговорный язык — малаялам, близкий тамильскому. Самым ранним документом, связанным с евреями в Малабаре, являются две медные таблички (974–1020 гг.) с текстом на тамильском языке о привилегиях и владениях, которые правитель области дарует еврею из Шинкали Иосефу Раббану. Видимо, в начале XVI века стало оформляться характерное для кастовой иерархии Индии членение кочинских евреев, образовавших три эндогамные группы: «черные» (самая многочисленная; очевидно, потомки ранних еврейских поселенцев в Малабаре), «белые» или «пардеши» (буквально «чужеземцы», то есть новоприбывшие) и «коричневые» (мешухрарим, то есть освобожденные, — скорее всего, прозелиты из числа слуг двух первых групп, отпущенные на волю, а также их потомки).

Бней-исраэль (маратхские евреи) еврейская община, жившая в Индии. Разговорный язык — маратхи. О происхождении Бней-Исраэль и времени их поселения в Индии можно судить только по легендам. Сами Бней-Исраэль утверждают, что их предки покинули Галилею из-за гонений во времена Антиоха Эпифана (175–164 гг. до н. э.) и потерпели кораблекрушение в Индийском океане.

Багдадские евреи. Разговорные языки — английский и еврейско-арабский диалект Ирака. Багдадские евреи начали прибывать из Ирака, Сирии и Ирана в 1796 году, спасаясь от преследований на родине.

Бней-менаше — представители племён мизо и куки в штатах Манипур и Мизорам, которые в семидесятых годах ХХ века заявили, что они потомки колена Манассиева, и стали практиковать иудаизм.

 Бене-эфраим (евреи-телугу) — небольшая телугу-язычная группа в штате Андраха-Прадеш.

Ни у одной из групп евреев в Индии не сложился собственный язык или хотя бы заметно отличающийся от окружающих народов диалект.

Китайские евреи (китаеязычные кайфынские евреи, так называемые кайфэнь), еврейская этнолингвистическая группа (община) Китая. Субэтнос сформировался в VI-VIII веках н. э. и ныне почти ассимилирован китайцами. На рисунках, дагерротипах и фотографиях  XIX-XX веков китайские евреи внешне не отличаются от китайцев. По преданиям китайских евреев их единоверцы прибыли в Китай при династии Хань в I веке н. э., что не лишено вероятности, так как к этому времени был проложен торговый (так называемый шелковый) путь через Джунгарию и Восточный Туркестан в страны Средней Азии и Ближнего Востока. Видимо, первоначально разговорным языком китайских евреев был новоперсидский.

Из этого небольшого обзора несложно сделать вывод о том, что, во-первых, далеко не все субэтносы называющие себя евреями являются таковыми этнически. Их принадлежность к еврейскому народу нередко определяется лишь по религиозной принадлежности (исповеданию иудаизма). Это выглядит приблизительно так, как если бы все украинцы-католики, объявили себя итальянцами и потребовали право на репатриацию в Италию (Ватикан).

Во-вторых, мы видим, что к началу двадцатого века ряд еврейских субэтносов ассимилировались — либо в среде окружавших их народов, либо в других еврейских субэтносах.

В-третьих, из обзора следует, что большинство еврейских субэтносов частично ассимилировавшись, не создали собственных языков (отличных от языков окружающих народов) и собственной культуры, отличаясь от окружающих народов исключительно по религиозному признаку. К тому же среда их проживания, пришлась на страны, чей культурный уровень уже к началу восемнадцатого века испытал значительное отставание по сравнению с передовыми странами. Как следствие культурный вклад этих субэтносов в общий культурный фонд евреев и общемировую культуру близок к нулю.

Собственно, говоря о еврейской культуре, мы можем практически выделить лишь два субэтноса, способствовавших ее расцвету — субэтносы сефардов и ашкеназов.

При перепечатке данной книги или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2011 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

 

В оглавление.
Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.