В. КАРП. О. КАРП. ВЗЛЕТ И КРАХ ЕВРЕЙСКОГО ЭКСПРЕССИОНИСТСКОГО ТЕАТРА.

Крах.

19 января 1948 года погиб Соломон Михоэлс. Он был членом Комитета по присуждению Сталинских премий и вместе с театральным критиком В.Голубевым-Потаповым приехал в Минск смотреть спектакль, выдвинутый на премию. Ночью они оба возвращались, откуда-то из гостей и на неосвещенной улице их сбил грузовик, на смерть.

15 января в пять часов вечера в помещении ГОСЕТа началась торжественная панихида. «В зимних сумерках на крыше маленького дома напротив театра старый еврей играет на скрипке кол-нидрэ (погребальную мелодию)» (Н. Вовси-Михоэлс).

   Мировая общественность была потрясена. Известие о смерти Михоэлса повергло советскую интеллигенцию в глубокий шок. Евреи же жили в предчувствии очередной приближающейся катастрофы. Степень общественного потрясения передают стенограммы траурных мероприятий, связанных с захоронением художника, письма и телеграммы, полученные коллективом театра со всего мира.

Зускин: «Мы осиротели. Мы потеряли самого дорогого, самого любимого товарища, брата, отца … Народ, тот народ, который сейчас чтит память этого человека, народ будет помнить его».

Фефер: «Я не в силах сейчас говорить …  Нет, как не вяжется все это! Не вяжется образ Михоэлса и смерть! … Михоэлс – это символ народа».

Фадеев: «Он был одним из редчайших, непререкаемых авторитетов среди  работников искусства».

Леонов: «Художественная Москва хоронила не только блистательного актера и режиссера – художественная Москва … хоронила Человека, Брата и выдающегося современника».

Таиров: «Мы не отдадим его смерти! …Потрясение от этой утраты  настолько велико, что трудно облечь в слова наши мысли и  чувства».

Козловский: «Трагичным он был в искусстве, трагедию всколыхнул и своей смертью. Но духовное его значение и величие живут. И жизнь его в искусстве является примером для других поколений».

Бирман: «Его имя вобрало в себя высокую честь, какую выразили ему по-разному разные люди, впитало популярность и любовь народа и теперь – произнесенное ли вслух или встреченное напечатанным в книге … — засветится своими, ему одному присущими красками, прозвучит своей торжественной, радостной, победной и глубоко человеческой темой!».

Американский комитет еврейских писателей, художников и ученых (всего 32 подписи; Первым подписал Альберт Эйнштейн): «Нет слов, чтобы выразить, как глубоко мы потрясены трагическим сообщением о смерти Михоэлса, этой невозместимой утратой, понесенной делом антифашистской борьбы и театром».

Шагал: «Выражаю свои чувства скорби и боли по поводу постигшего нас несчастья – смерти нашего дорогого друга Михоэлса. Он был самой блестящей фигурой в нашем еврейском искусстве».

Когда похоронный кортеж двинулся от театра, за ним устремились толпы народа. Власти, вынуждены были дать на светофорах непрерывный зеленый свет, чтобы процессия могла двигаться без остановок.

«Я хочу еще раз напомнить, – говорил на вечере памяти Михоэлса в ГОСЕТе Илья Эренбург – бессмертная жажда: это сухие губы народа, который издавна мечтал о справедливости, который, запертый в душных гетто, добивался правды, за других пел и для других бунтовал. Вот в чем я вижу почти необъяснимую и в то же время явственную связь между вопросами большого искусства и судьбой маленького народа … Михоэлс был хорошим евреем … В его жизни была трагедия народа, и он не отвернулся от нее: с народом жил и умер он, думая о народе».

По еврейскому обычаю театр не работал семь суток. На восьмой вечер играли последнюю постановку Михоэлса – «Леса шумят». Перед началом спектакля на сцену вышел исполнитель главной роли В. Шварцер и произнес: «Сегодня мы впервые открываем занавес без нашего руководителя, дорогого Соломона Михайловича Михоэлса. Прошу почтить его память вставанием». По залу пронесся стон. Зрительный зал рыдал. Спектакль так и не доиграли до конца – у кого-то из актеров случился сердечный приступ.

После II мировой войны, после Холокоста, сдвинувших с места многомиллионные массы людей, нарушился тонкий межнациональный баланс в СССР. Евреи, ранее проживавшие более или менее компактно, оказались рассеянными по всей территории страны. Началась массовая ассимиляция, которая в конечном итоге привела к тому, что все больше и больше людей отрывались от своих национальных корней. Подрастало целое поколение не знавших или плохо знавших язык идиш. В этих условиях еврейские театры приобретали значение общественно-национальных центров.

28 января 1949 года, год спустя после смерти Михоэлса, в газете «Правда» появляется неподписанная статья, обвинявшая в «космополитизме» (читай принадлежности к еврейству и антисоветской деятельности) семерых видных деятелей советского театра, евреев по национальности – Александра Борщаговского, Григория Бояджиева, Якова Варшавского, Абрама Гурвича, Леонида Малюгина, Ефима Холодова и Иосифа Юзовского. Следом за ними последовали другие имена. В стране началась антисемитская истерия.

Еще до начала компании по «борьбе с безродным космополитизмом» 23 декабря 1948 года арестовывается по «Делу Антифашистского еврейского комитета», сменивший Михоэлса на посту художественного руководителя Московского ГОСЕТа, Б. Зускин.  Его забрали прямо из больницы. Спящего, завернутого в одеяло. 12 августа 1952 года, вместе с другими деятелями еврейской культуры он был расстрелян.

     «Трагедия была еще и в том, что публика стала бояться ходить в этот театр. Мои родители и старшие мои коллеги вспоминают, как уже в 47-48-м годах люди хотели, но боялись посещать ГОСЕТ. Они боялись идентифицировать себя как евреев. Это вполне объяснимо, тем более после убийства Михоэлса, после того, как был арестован Зускин и его товарищи и разгромлен  Еврейский Антифашистский Комитет. Евреи стали стесняться собственного происхождения. Напомню, что ГОСЕТ закрыли по удивительному определению: как театр, который не пользуется интересом у публики … Конечно, это была трагедия и для евреев-зрителей, и для евреев-артистов» (М. Швидкой).

Еврейские театры закрываются один за другим. 16 ноября 1949 года в последний раз выходят на сцену актеры Московского ГОСЕТа. В это же период закрываются Украинский и Биробиджанский ГОСЕТы. Еврейского театра в СССР больше нет. И вместе с ним исчезает как явление мировой культуры еврейский театральный экспрессионизм. Навсегда.

   «Страшно только, что все это делали люди, самые обыкновенные люди: такие же люди, как вы, с глазами, вдолбленными в череп, такие же судьи, как вы…как это объяснить, как понять? И еще один вопрос: зачем?» (Н. Мандельштам).

Театр умер – да здравствует театр!

Возникшее еще до развала СССР и в постсоветском пространстве еврейское театральное движение столкнулось с целым рядом проблем, как творческого, так и организационного характера.

Язык идиш утратил функцию разговорного языка. Основная масса евреев СНГ не то что читать и писать, но и понять длинную фразу на идиш были не в состоянии. Языковая проблема  в свою очередь породила две проблемы кардинального характера: необходимость играть на понятном зрителю языке и проблему репертуара. Основным языком еврейских театров СНГ стал русский с незначительными вкраплениями на идиш. Русскоязычный репертуар еврейских театров СНГ вынужденно узок, замкнут в национальных рамках и на национальной проблематике. Ведь, если ставить Шекспира (как это делал ГОСЕТ) на русском языке, то не очень понятно, причем здесь еврейский театр. Тематическая узость репертуара привела к тому, что сегодня на еврейской сцене СНГ современная драматургия занимает крайне незначительное место. Репертуарный голод зачастую принуждает театры включать в свою афишу драматургические произведения весьма сомнительного качества. Поэтому основной уклон делается в сторону фольклора и еврейской литературы конца XIX – начала XX века, нередко утратившей свою актуальность и малоинтересную зрителю.

Другой серьезной проблемой, с которой столкнулись театральные коллективы, стала утрата традиций, причем не только зрителем, но и деятелями сцены. Отсюда восприятие фольклорных элементов в спектаклях как чего-то экзотического, историко-этнографического. Выросший на иной почве, чем еврейский экспрессионистский театр, современный еврейский театр СНГ с трудом воспринимает театральные традиции своего народа.

Не менее сложными оказались и организационные проблемы: сложности с кадровым потенциалом и финансовые трудности ставят эти коллективы в достаточно неустойчивое положение.

Как результат сложились две основные тенденции в развитии еврейского театра СНГ.

Часть коллективов пошла по пути декларирования своего еврейства, делая упор на репертуар прошлого века и пьесы о Холокосте. В их спектаклях евреи выглядят вечно плачущими, недалекими, карикатурными невротиками из антисемитских анекдотов, способными вызвать симпатию разве что у самого заклятого антисемита: «Еврейская тема оказалась выпяченная до карикатурности – пишет о спектакле Харьковского народного еврейского театра «Будь я Ротшильд…» (по мотивам Шолом-Алейхема, сценарий Н. Вольпе, режиссер Ф. Чемировский) рецензент Т. Буряковская – Утрированный акцент, подчеркнутые жесты рождают раздражение». Мягкая критика рецензента, отдаленно не передает того, что творилось на сцене. Безусловно, такого рода коллективы не имеют никакого отношения ни к театру, ни к еврейскому народу, ни к его культуре. Педалированное еврейство имеет одну скрытно-комерческую цель – получение грандов от еврейских благотворительных фондов. В частности, вышеуказанное безобразие было отфинансировано «Джойнтом». Поэтому, говоря о тенденциях развития нет смысла учитывать такого рода коллективы.

Другая часть коллективов, обладающая высоким творческим потенциалом, высокопрофессиональными кадрами и значительной материальной базой (Московский театр «Шолом», шоу-группа «Фрейдлихс» и т.д.), пошли по пути американского и европейского еврейских театров. Основной упор делается на музыкальный театр, фольклор, традиции еврейской оперетты. Яркая зрелищность шоу-представлений позволяет собирать им полные залы. Но, к сожалению, это хоть и яркий, высокопрофессиональный, интересный, но другой театр, оторванный от традиций еврейского театрального экспрессионизма.

Еврейский театральный  экспрессионизм сошел со сцены, оставив после себя лишь воспоминания современников, эскизы декораций к спектаклям, да пожелтевшие документы в архивах.

У его истоков стояли выдающиеся деятели театра К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов, А. Грановский, С. Михоэлс, М. Шагал, Н. Эфрос – одних этих имен уже достаточно, чтобы оценить вклад еврейского театрального экспрессионизма в мировой театральный процесс. Его черты легко узнаваемы в постановках режиссеров театрального авангарда. Он породил современный израильский театр и оказал безусловное влияние на развитие русского.

   Еврейский театральный экспрессионизм умер, что ж: ТЕАТР УМЕР – ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТЕАТР!

Источники и литература.

1. Краткая  Еврейская Энциклопедия. Т. 1 – 9.– Иерусалим,, 1976 -1999.

2. Российская еврейская энциклопедия. Т. 1 –4. М., 1994 – 2000.

3. Советская театральная энциклопедия.  – М.,1982.

4. Библия (Книги священного писания): Тора, пророки, писания. –England, 1997.

5. Айзенштадт Я. О подготовке Сталиным геноцида евреев. Юридическое исследование этапов преступной подготовки геноцида советских евреев. – И., 1994.

6. Авдеев В. И. История Древнего Востока. – М., 1948.

7. Аверинцев С. Арфа царя Давида. У истоков древнейшей лирической традиции Иностранная литература. – М., 1988. №6.

8. Амитин-Шапиро З. Л. Женщина и свадебные обряды у туземных евреев Туркестана. // Известия Туркестанского отделения Русского географического общества. Т. XVII.  Ташкент. 1925.

9. Базилевский М. И.  Наука и поэзия евреев в Провансе в XIII и XIV веках. –   Одесса. 1899.

10. Береговский М.Я. Еврейские народные песни. – М., 1962.

11. Барселла М. Пурим. – И., 1989.

12. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

13. Бершадский С. А. Русско-еврейский архив. Документы и материалы для истории  евреев в России. Т. 1-3. – СПб., 1882-1903.

14. Биневич Е. Еврейский театр в Одессе. Очерк первый: А. Голбдфаден и его труппа // Вестник еврейского университета в Москве. 1994. №3 (7).

15. Бредштейн А. Шомер и его критики // Еврейская культура и культурные контакты. (Материалы 6 Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике). – М., 1999.

16. Бялик Х. Песни и поэмы. – М., 1998.

17. Бояджиев Г. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. – Л., 1973.

18. Бейзер М. Евреи в Петербурге. – Иерусалим, 1990.

19. Борщаговский А. Записки баловня судьбы // «Театр». 1988. №№ 10 – 12.

20. Варди Д. На моем пути. – Тель-Авив. 1974

21. Вахтангов о «Габиме».// Записки Передвижного Общедоступного театра. – Пг., 1919.  №21.

22. Вейнберг И. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. -  М., 1986.

23. Веселовский А. Собрание сочинений. – СПб, 1913.

24. Вексельман Л., Элиасберг Г. Обзор документальных источников по истории евреев в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. М., 1997.

25. Выписка из протокола №12 заседания научно-художественной секции  ГУС об утверждении списка театров, пользующихся государственными субсидиями. 12 июня  1923 г. // ЦГА РФ. ф. 2307. оп. 4. д. 15. л. 204.

26. Веселовский А. Историческая поэтика. – Л., 1936.

27. Вестник театра. М., 1920.№52. 5-8 февраля.

28. Виноградская И. Летопись жизни и творчества К.С.Станиславского: в 4 т. – М., 1973.

29. Волынский А. Еврейский театр. Статья 1. Ипокрит.// Жизнь искусства. Л. 1925. №27  (901) 10 июля.

30. Волынский А. Еврейский театр. Статья 2. Походный ковчег.//Жизнь искусства. Пг., 1923. №28.17 июля.

31. Вулли Л. Забытое царство. – М., 1986.

32. Вовси-Михоэлс Н. Мой отец – Соломон Михоэлс. – М., 1997.

33. Во славу России: Евреи в русской культуре: Справочник. – М., 1996.

34. Вольпин А. Шолом-Алейхем и театр // Театр столетия. – Львов, 1991.

35. Гаузенштейн  В. Об экспрессионизме в искусстве. – Пг.-М., 1923.

36. Галеви М. Мой путь по сценам. – Тель-Авив.1954.

37. Гейзер М. Михоэлс. Жизнь и смерть. – М., 1998.

38. Гейзер М. Соломон Михоэлс. – М., 1990.

39. Гнесин М. Мой путь с еврейским театром. – Тель-Авив 1946.

40. Гольденберг И. Когда вступаешь в брак. – И., 1991.

41. Гуковский М. О методах истории искусства // Культура эпохи Возрождения. – Л., 1986.

42. Геродот. История // Историки античности. – М., 1989. Т.1.

43. Гроссе Э. Происхождение искусства. – М., 1899.

44. Гринберг Э. Евреи в странах мира. – И., 1997.

45. Гринберг Э. Евреи Буковины. – И., 1997.

46. Гринвальд Л. Михоэлс. – М., 1948.

47. Дейч А. Маски еврейского театра. М.,1927.

48. Дейч А.  Голос памяти. – М.1966.

49. Доклад заведующего театрально-музыкальной секцией Главреперткома В. И. Блюма о репертуаре московских академических театров. Датируется не позднее 6 сентября 1923 г. // ЦГА РФ. 2306 оп. 1. д. 2246. лл. 20 – 26.

50. Декрет Совнаркома «О сети государственных театров, цирков, театральных студий и школ» от 7 августа 1925 г. //  СУР 1925 №60.

51. Добрушин И. Драматургия классиков. – М., 1948.

52. Добрушин И. Вениамин Зускин. М.,1939.

53. Добрушин И. Соломон Михоэлс. М.–Рига. 1941.

54. Евреинов Н. Театр как таковой. – СПб., 1917.

55. Евреинов Н. Азазел и Дионис: О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов. – Л., 1924.

56. Еврейские традиции. — М., 1991.

57. Иванов В. Русские сезоны театра «Габима». – М., 1999.

58. История зарубежного театра. – М., 1981. Т.1.

59. История еврейского народа. – И. – М., 2001.

60. История евреев СССР в документах Государственного архива Российской Федерации: Каталог выставки. 22.06 – 20.08.1993 – М., 1993.

61. Иоффе И. Синтетическая история искусств. – Л., 1933.

62. Зарецкая З. Феномен израильского театра. – И., 1997.

63. Кайзерлинг М. Праздник в Мадриде (из истории испанско-португальских евреев). – СПб., 1900.

64. Кантор Я. Национальное строительство среди евреев в СССР. – М., 1934.

65. Капит Э. Имена: Евреи в культурной и общественной жизни России. Кн. 1-3. – И., 1987-1991.

66. Корн И. Иудаизм в искусстве. – Минск. 1997.

67. Кац Я. Евреи в средневековой Европе (замкнутость и толерантность). – И., 1992.

68. Козинцев Г. Вильям Шекспир наш современник // ПСС. – Л., 1983. Т.3.

69. Козинцев Г. Пространство трагедии // ПСС. – Л., 1984. Т.4.

70. Косвен М. Очерки истории первобытной культуры. – М., 1957.

71. Каган М. Морфология искусства. – Л., 1972.

72. Клагсбальд М. Еврейский брак в искусстве и фольклоре // Искусство в еврейской традиции. – Иерусалим, 1989.

73. Котлер И. Очерки истории евреев Одессы. – И., 1995.

74. Коростовцев М. Религия Древнего Египта. – М., 1976.

75. Лаборатория театра экспрессионизма // Сегодня. 1922. №№2 –3.

76. Лазар Б. Евреи в Румынии. // Еврейская жизнь. 1905 (апрель).

77. Левитина В. … И евреи – моя кровь (еврейская драма – русская сцена). – М., 1991.

78. Левитина В. Русский театр и евреи. Ч. 1-2. И., 1988.

79. Лившиц Г. М. Происхождение и сущность иудейских и христианских религиозных праздников. – Минск. 1963.

80. Лидин. В. Люди и встречи. М. 1965.

81. Литваков М. Пять лет государственного еврейского Камерного театра.- М., 1924.

82. Лосев А. История античной эстетики. (Ранняя классика). – М., 1963.

83. Луначарский А. Евгений Багратионович Вахтангов. – Маш копия. РЦХИДНИ. Ф.142. Оп. 1. Д. 317.

84. Любимов Л. Искусство древнего мира. – М., 1980.

85. Мазар А. Археология библейской земли. Кн. 1-2. – И., 1996.

86. Миклашевский К. Мир, как «Турандот» и мир, как «Гадиабук».// Жизнь искусства. Пг., 1923. №25 (900). 26 июня.

87. Миклашевский К.  La commedia dell arte. – СПб., 1917.

88. Мифы народов мира: в 2-х т. – М., 1980.

89. Мандельштам О. Михоэлс // СС. – М., 1990. Т.2.

90. Мальцев В. М. Ф. Рафальский и белорусская еврейская драматическая  студия // Еврейская культура и культурные контакты (Материалы 6 Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаке). – М., 1999. Ч.3.

91. Марков П. О театре: в 4 т. – М., 1974.

92. Маршак С. Я. В начале жизни; страницы воспоминаний. – М., 1961.

93. Михоэлс С. Беседы о театральном искусстве // Театр. 1990.  №4.

94. Михоэлс С. Статьи. Беседы. Речи. – М., 1981.

95. Михоэлс С. Шолом-Алейхем на сцене Государственного еврейского театра // Соцiалicтична Харкiвщина. – Харьков, 20 июня 1941.

96. Маркарян Э. О генезисе человеческой деятельности и культуры. – Ереван, 1973.

97. Матвеев К. Сазонов А. Земля Древнего Двуречья. – М., 1986.

98. Мелларт Д. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. – М., 1982.

99. Матье М. Искусство Древнего Египта. – М.-Л., 1961.

100. Мунк С. Еврейские древности. – Пермь.1879.

101. Московский Государственный еврейский театр. Наборной экземпляр сборника статей, посвященный 15-летию театра // ЦГАЛИ. ф. 613. оп. 1. №8528.

102. Московский еврейский театр «Габима» Турне Европа – Америка. – Рига.1926.

103. Неправедный суд. Последний сталинский расстрел: Стенограмма судебного процесса над членами Еврейского антифашистского комитета. – М., 1994.

104. Никольский Н.М. Царь Давид и псалмы Спб., 1908.

105. Обзор документальных источников по истории евреев в архивах СНГ:  центр. гос. архивы, гос. обл. архивы РФ.  М.,1994.

106. Ойслендер Н. Еврейский театр (1887 -1917). – М. 1940.

107. Окладников А. Утро искусства. – Л., 1967.

108. Папазян. В. Жизнь артиста. М-Л. 1965.

109. Положение об управлении государственными театрами СССР. От 5 апреля 1923г. // ЦГА РФ. ф. 2306. оп. 1 д. 1886. л. 55.

110. Пурим: Смысл и философия Пурима; Свиток Эстер с комментарием, основанным на еврейской традиции; Обычаи и традиции Пурима. – И., 1991.

111. Разгон А. Евреи в Москве: очерки. И., 1996.

112. Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. – М., 1950.

113. Резолюция о древнееврейском театре «Габима», принятая Первым всероссийским съездом еврейских деятелей просвещения и социалистической культуры 23 июля 1920 года. Заверенная маш. Копия. – ГАРФ. Ф. Р-1318. Оп.1. Д.138.

114. Рот С. Еврейское изобразительное искусство // Искусство в еврейской традиции. – И., 1989.

115. Рудницкий К. Сорок девятый // Театр. 1988.  №8

116. Сб. Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. –  М., 1966.

117. Сб. Е.Б.Вахтангов. Материалы и статьи. – М., 1959.

118. Сб. Евгений Вахтангов. – М., 1984.

119. Сб. Театральная Москва. – М., 1926.

120. Сб. Еврейский вестник. – Л.,1928.

121. Сб. Еврейская старина. — Пг., 1918.

122. Сб. Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы. Ч. 1-6.  – Тель-Авив.1995.

123. Сб. Евреи в России. История и культура. – СПб., 1995.

124. Сб. История евреев на Украине и в Белоруссии Экспедиции. Памятники. Находки. – Спб., 1994.

125. Сб. Материалы к истории евреев Украины. – Днепропетровск.1993.

126. Сб. Евреи в культурной жизни Молдовы. Страницы истории и современность. – Кишинев. 1997.

127. Сб. Евреи провинциальной России. – Самара. 1992.

128. Сб. Искусство в еврейской традиции. – И.,1980.

129. Сб. Восточный театр. – Л., 1929.

130. Список театров Академического центра.  ГАРФ. Ф. А-2306. Оп.1. Д.2458.

131. Список театров, театральных студий и цирков, рекомендованных АКТЕО для включения в сеть государственных театров. Датируется не позднее 7 августа 1925 г. // ЦГЛ РФ. ф.2306. оп.69. д.511. л.4.

132. Стенограмма обсуждения спектакля Московского Государственного еврейского театра «Фрейдлихс» в Всесоюзном театральном обществе // ЦГАЛИ ф.970 ов.18 ед.хр.35.

133. Стенограмма гражданской панихиды С.М.Михоэлса // Театр. 1990. №4

134. Стенограмма вечера памяти С.М.Михоэлса в ГОСЕТ // ЦГАЛИ ф.2307. оп.2. ед.хр.523.

135. Струве В. В. История древнего Востока. – М., 1941.

136. Сэмюэлс Р. По тропам еврейской истории. – И., 1990.

137. Телушкин Й. Еврейский мир. — М.,1999.

138. Токарев А. Религия в истории народов мира. – М., 1986.

139. Топоров В. Несколько соображений по вопросу о происхождении древнегреческой драмы (к вопросу об индоевропейских истоках).// Сб. Текст: семантика и структура. – М., 1983.

140. Тураев Б. История Древнего Востока. – Л., 1935. Т.1.

141. Тураев Б. А., Бороздин И.Н. Сборник источников по культурной истории Востока. – М., 1915.

142. Флобер Г. Саламбо. – К., 1956.

143. Фейхтвангер Л. Иосиф Флавий // СС. – М., 1956. Т.7.

144. Фильцер А. Еврейская традиция в Российской империи и Советском Союзе. – М., 1993.

145. Франк М. Дни Пурим. -  И.,1991.

146. Финкельштейн Е. Жак Копо и Театр Старой Голубятни. – Л., 1971.

147. Флавий И. Иудейские древности. Т. 1-2. – М.,1994.

148. Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств. – М., 1922.

149. Франк-Каменецкий И.  Вода и огонь в библейской поэзии. – М.-Л., 1925.

150. Хрестоматия. Мастерство актера. – М. 1935.

151. Хонигсман Я. Найман А. Евреи Украины. Киев.1995.

152. Цемах В. Наум Цемах – основатель «Габимы».// Творение «Габимы». — И., 1966.

153. Цинберг С. Л. Еврейский театр в Италии в эпоху Возрождения. // Еврейская летопись. IV. 1926.

154. Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. – М., 1956.

155. Чехов М. Литературное наследие: в 2 т. – М., 1995.

156. Шагал М. Моя жизнь. – М.1994.

157. Штейн А. И не только о нем… // Театр. 1988. №№1 –3.

158. Эттингер Ш. Россия и евреи. – И., 1993.

159. Эфрос А. Художники театра Грановского.//Искусство. М.,1928. №1-2.

При перепечатке данной книги или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2010 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

 

 В оглавление
Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.