В. Карп. Основы режиссуры. Введение в теорию режиссуры

10. Массовая культура. Определения.

-         Массовая культура…

-        Какая, какая? 

-        Массовая! 

-        Ах, массовая. Это как?..

                   Майкл Крайтон.      

Массовую культуру нередко понимают как низкопробное зрелищное искусство, ориентированное на широкий рынок. Это в корне не верно, во-первых, потому что масскульт это не только зрелище, а во-вторых, он не является искусством, даже низкопробным.

Для начала давайте попробуем определиться с самим понятие «массовая культура». Отметим, что до сего дня не существует его общепризнанного определения. Вот как выглядят наиболее распространенные.

Массовая культура (от латинского massa — ком, кусок и cultura — воздействие, обработка, воспитание, развитие)  – особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. В частности, А. Б. Гофман отмечает, что массовая культура — это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней. Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали.

При другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации.

Одним из наиболее интересных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», то есть на среднем общедоступном языке, каковым и является массовая культура.

Существует целый ряд теорий и концепций массовой культуры. Давайте ознакомимся лишь с некоторыми из них, пользующимися наибольшей известностью.

Теория массовой культуры как культуры «массового общества». Центральное место в теориях данного направления отводится массовому обществу, возникшему в результате процессов индустриализации и урбанизации. Массовая культура при этом рассматривается как особый тип культуры заменивший собой традиционные формы народной культуры (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс, Р. Хоггарт). В трудах этих философов и ученых «массовая культура» трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Как замечательно выразился один германский культуролог, «телезритель становится неоплачиваемым надомником по производству человека массы», который, независимо от его объективных и субъективных данных, ищет в культуре соответствие своему «среднему», отчасти маргинальному состоянию. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку.

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, разработал одну из наиболее радикальных критических концепций массового общества. Согласно его определению, общество — это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса — это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным. Масса — это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом.

Теории Франкфуртской школы. Здесь основополагающим становится понятие культурной индустрии, гарантирующей устойчивость капитализма. Общий вывод, к которому пришли представители этой школы, заключается в том, что массовая культура формирует конформизм, удерживает  реакции потребителя в инфантильном, статичном состоянии, позволяет манипулировать его сознанием. Таким образом, оценка феномена массовой культуры в рамках этих исследований так же негативна. Среди наиболее видных представителей Франкфуртской школы следует отметить Т. Адорно, М. Хоркхеймера, В. Беньямина и Г. Маркузе.

Теория феминизма. Исследователи данного направления делают акцент на патриархальной идеологии как основе массовой культуры, в которой эксплуатируется образ женщины в целях достижения коммерческого успеха ее продукции. В их трактовке феномен массовой культуры также однозначно отрицателен (Т. Модлески, Н. Ван Зунен, Д.Ж. Дайер).

Массовая культура проникла практически во все сферы жизни общества и сформировала своего рода единое пространство. Согласно классификации сфер проявления массовой культуры, предложенной А. Я. Флиером, среди основных проявлений и направлений массовой культуры выделяются следующие:                                                                                

- индустрия «субкультуры детства» (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей), преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;                                                                                           

- массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания (в качестве примера подтверждающего правило можно отметить тот факт, что выдающиеся ученые и деятели искусства крайне редко являются в школе примерными учениками, поскольку не соответствуют школьному стандартизированному подходу);                                                                    

- средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в «нужном» для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика (при этом в принципе не исключается возможность существования не ангажированной журналистики, хотя на практике это такая же нелепость, как и «независимая армия»);                                                                                     

- система национальной (государственной) идеологии и пропаганды и «патриотического» воспитания, контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение граждан, «мобилизационную готовность» общества к возможным военным угрозам и политическим потрясениям;                     

- массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далекого от политических интересов элит, мало понимающего смысл предлагаемых политических программ, на поддержку которых людей мобилизуют методом нагнетания политического, националистического, религиозного и иного вида психозов;                      

- массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический «патриотизм», социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные учения и движения, экстрасенсорика, «кумиромания», «шпиономания», «охота на ведьм», провокативные «утечки информации», слухи, сплетни), упрощающая сложную систему ценностных ориентацией человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуалистичных оппозиций («наши — чужие»), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляциям к простым и, как правило, фантастическим объяснениям (мировой заговор, происки иностранных спецслужб, «барабашки», инопланетяне), партикуляризирующая сознание (абсолютизирующее единичное и случайное, игнорируя при этом типичное, статистически преобладающее). Это, в конечном счете, освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;                                                                  

- индустрия развлечений и досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотек, танцплощадок), различные шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не только в роли пассивного зрителя (слушателя), но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее (порой не без помощи допинговых стимуляторов), что является во многих отношениях эквивалентом все той же «субкультуры детства», только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя. При этом используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным вкусам, интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Массовая художественная культура достигает эффекта психической релаксации нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых «перевертышей». Для этой культуры характерно тиражирование уникального, культурно значимого и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью (опять-таки на основе карнавального принципа профанирования сакрального);             

- индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности), что, помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность «подправить» свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, со спросом на типажи сексуальных партнеров, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости, половой конкурентоспособности);                                           

- индустрия интеллектуального и эстетического досуга («культурный» туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально или эстетически «развивающие» кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение «научно-популярное», интеллектуальные игры, викторины, кроссворды), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую «гуманитарную эрудицию» у населения, актуализирующая взгляды на торжество просвещенности и гуманности, на «исправление нравов» посредством эстетического воздействия на человека, что вполне соответствует еще сохраняющемуся в культуре западного типа «просвещенческому» пафосу «прогресса через знание»;                                                                             

- система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, имиджмейкерство, политтехнология), формулирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в ажиотажный спрос, как на престижные предметы потребления, так и модели поведения (особенно проведения досуга), типы внешности, кулинарные предпочтения, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида;                                                                  

- разного рода игровые комплексы от механических игр, электронных приставок, компьютерных игр до систем виртуальной реальности, развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и к выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах подготовки определенных специалистов (летчиков, космонавтов), так и в общеразвивающих и развлекательных целях.

Таким образом, массовая культура — явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:                    

          — кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);                 

          — мид-культура (так сказать, культурка «средней руки»);                  

          — арт-культура (массовая культура, не лишенная определенного, иногда даже художественного содержания и эстетического выражения).

Давайте проанализируем каждый из этих уровней.         

Кич-культурамассовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Существует несколько версий происхождения слова кич:        

     1) от немецкого музыкального жаргона начала ХХ века. Kitsoh  — по смыслу «халтура»;                                                                           

     2) от немецкого verkitsohen — удешевлять;                        

     3) от английского for the kitchen  — «для кухни», (т.е. предмет плохого вкуса, недостойный лучшего применения).

Если первые проявления кича широко были распространены лишь в прикладном искусстве, то по мере своего развития область кича стала захватывать все виды искусства, в том числе литературу, театр,  аудиоискусство, кино и телевидение. При этом специалисты отмечают, что в каждой стране можно четко определить специфические национальные черты кича: «слащавую пошлость» немецкого кича, «откровенную скабрезность» — французского, экстатическую сентиментальность — итальянского, плоскую примитивность — американского.

К основным характеристикам кич-культуры  можно отнести:

          — упрощенную подачу проблематики;                                                  

          — опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты;                                 

          — ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно.                                                                                              

Кич однозначен: он не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее заготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, сложного психологического дискомфорта.

Кич-культура получила особое распространение в формировании жанра «бульварной прессы», кино, аудио и видео продукции; в различных формах стандартизированных бытовых украшений.

Кич, как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации. В настоящее время в индустриально развитых странах наблюдается преобладание именно кич-культуры.                             

Что касается мид-культуры, то, прежде всего, следует отметить ее двойственный характер. Она обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в тоже время включает в себя все черты массовой культуры. По отношению к кичу, эта форма массовой культуры оказывается более высокой. Можно сказать, что именно мид-культура задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.             

Наиболее высокий уровень массовой культуры — арт-культура, рассчитанная на самую образованную часть массовой публики. Главной задачей арт-культуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры. 

Рассмотрим основные характеристики массовой культуры, как социокультурного явления:                                                       

          - Ориентированность на однородную аудиторию.                             

          — Опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное. Еще Карл Юнг в своих работах отмечал, что символообразование является основой массовой культуры. Роль символа, по его мнению, заключается в том, чтобы способствовать сублимации энергии бессознательных сфер психики, то есть направлению ее в объективную реальность. Согласно Юнгу, базовыми в понимании массовой культуры являются следующие компоненты. Во-первых, ее восприятие как компенсаторного явления, восполняющего утраченную целостность человеческой природы. Во-вторых, понимание бессознательной основы массовой культуры. В-третьих, понимание мифотворческого предназначения массовой культуры. Для массовой культуры, как заметили культурологи, свойственно повторение сюжетов, идей и образов. А повторяемость  — это свойство мифа. Мифология, в свою очередь, фиксирует в концентрированном виде коллективное бессознательное. Следовательно, массовая культура тем или иным образом ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Интересно подметил российский культуролог В. П. Руднев: «Актеры в сознании зрителей отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические боги».

          — Эскейпизм - бегство от реальности в мир фантазий и грез. Эту черту отмечают многие исследователи. Именно благодаря эскейпизму массовая культура осуществляет подмену реальности миром обманчивых и утешительных иллюзий.

          — Быстродоступность. Быстродоступность порождений массовой культуры достигается с помощью современных средств массовой коммуникации, которые год от года становятся все более совершенными и разнообразными. За последнее десятилетие к таким уже традиционным способам распространения продукции массовой культуры как кино, видео, аудио, теле и радиопрограммы, печатные издания прибавились мобильные системы связи и Интернет.

          — Быстрозабываемость. Массовая культура является неотъемлемой частью жизни общества. Однако продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения. Говоря о недолговечности продукции массовой культуры, следует выделить особую категорию ее так называемых «культовых» произведений. Их главная особенность заключается в том, что они очень глубоко проникают в массовое сознание и приобретают достаточную степень устойчивости.

          — Традиционность и консерватизм. Массовая культура, порождая огромное количество своих произведений-однодневок, вместе с тем глубоко консервативна. Ее произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают четкой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя произведения «массовой культуры» лишены глубокого смысла, они обладают жестким каркасом внутренней структуры. Лучшим средством угодить вкусам публики оказывается не новизна, не новаторство, а банальность. Человек не способен понять и усвоить нечто совершенно новое для него, если это новое не имеет никаких соответствий с чем-либо уже известным. Известное служит путеводной нитью, ведущей через неизведанное пространство. Подсчитано даже, что если произведение содержит более 10% совершенно новой информации, контакт с аудиторией теряется.

          — Оперирование средней языковой семиотической нормой.                         

          - Занимательность.

Для массовой культуры характерны: опора  на зрелищно-развлекательные жанры (как правило, базирующиеся на мифологии), стандартизацию, серийность, сенсационность, система «эмоциональных перепадов», позволяющая давать разрядку нервному напряжению реципиента; гипнотизм, угадывание желаний публики, интуиция.

В связи с широким распространением массовой культуры возник вопрос о ее географическом статусе. Большинство теоретиков и историков культуры склоняются к тому, что массовая культура космополитична. Тому яркий пример «популярная» музыка: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Нередко популярные исполнители поют на языке совершенно непонятном их потребителю, но это никого не смущает.

Возникновение массовой культуры, как правило, связывают с широким распространением средств массовой информации. Однако произошло оно отнюдь не на голом месте и не только благодаря появлению средств массовой коммуникации. Она возникла значительно раньше, как результат артизации общественной жизни наблюдавшейся еще в древнейших культурах человечества. Так американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. Средства массовой коммуникации лишь придали массовой культуре широкий, всеохватывающий характер.

Средства массовой информации, как носитель масскульта предлагают определенные модели поведения, вызывают всеобщий конформизм, потому что большинство людей начинает слепо следовать моделям и нормам поведения, предлагаемым ими.

В массовой культуре уже все известно наперед: «правильный» политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж «борца за демократию» или «сексуального символа», кинофильмы, где «наши» всегда правы и непременно побеждают. По мнению некоторых ученых, масскульт через средства массовой информации просочился не только в наше понимание внешней действительности, но и в область нашего самопознания: предоставляя нам критерии, на основе которых мы оцениваем себя, формируют наши цели и способы их достижения.                            

В условиях «индустриального общества» и научно-технической революции человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону и однообразию в ущерб любым видам оригинальности и самобытности, идет ли речь об отдельной личности или об определенных социальных слоях и группах. Современное государство, подобно гигантской машине, с помощью единых систем образования и столь же скоординированной информации непрерывно «штампует» безликий и заведомо обреченный на анонимность человеческий «материал».

В наше время массовая культура в отличие от социальной практики всех предшествующих эпох, становится одной из прибыльнейших отраслей экономики, и даже получила соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга», «шоу-бизнес». Массовая культура относится к своему продукту как к товару. Это, видно уже хотя бы из того факта, что, как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью «массовой культуры» является реклама. Некоторые радио и телекомпании, издательства, кинокомпании тратят до 15-20% прибыли на рекламу своей продукции и на изучение вкусов её потребителей. Это делается как с целью привлечения массового потребителя, так и последующего манипулирования его сознанием.

Превратившись в товар для рынка, враждебная всякого рода элитарности, «массовая культура» сформировала целый ряд отличительных черт. Это, прежде всего ее «простота», если не примитивность, часто переходящая в культ посредственности, ибо рассчитана она на «человека с улицы». Обращенная к людям, часто с недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Всему этому соответствует и преобладающая тематика «массовой культуры», получающей большие доходы от эксплуатации таких «интересных» и понятных всем людям тем, как любовь, семья, секс, карьера, преступность и насилие, приключения, ужасы.

При перепечатке данной книги или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2011 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

 

В оглавление.
Print Friendly

Коментарии (1)

  1. 01:59, 29.01.2012наталья  / Ответить

    СПАСИБО!
    Профессионально написано!
    Добротно и профессионально.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.